В автомобильную аварию может попасть любой водитель и в любое время года – не только при сложных погодных условиях. К сожалению, и в погожий денек, когда, казалось бы, погода и видимость идеальные, случаются ДТП.
Но что делать дальше? Сразу ли отдавать поврежденное авто в ремонт? Как быть, если страховые выплаты очень маленькие?
В этих вопросах «АиФ» помог разобраться Илья ПИНХАСИК – адвокат Минской областной коллегии адвокатов.
Алгоритм действий
После вызова ГАИ, оформления ДТП и получения соответствующей справки (если в ДТП вы не виноваты) нужно обращаться в страховую компанию - потерпевшего или виновника, либо к своему страховщику по КАСКО (независимо от вины). Страховщик назначит время и день для осмотра транспортного средства (ТС) специалистом страховой компании. Во время осмотра будет проведена фотосъемка ТС с обязательной фотофиксацией поврежденных элементов, а также расписаны необходимые ремонтные действия, составлен перечень элементов и частей, подлежащих ремонту или замене. Иногда необходим второй осмотр, если есть подозрения на скрытые повреждения.
- После осмотра ТС оценщиком страховой компании я бы рекомендовал не торопиться с ремонтом, - советует юрист. - Для начала нужно убедиться в том, что страховая компания согласовала сам факт ремонта вашего ТС. Возможно, в результате осмотра автомобиль будет признан погибшим, т. е. его ремонт технически невозможен или экономически нецелесообразен.
Если авто все-таки ремонтопригодно, обязательно согласуйте каждый шаг со страховой компанией (обычно это прописано в соответствующих правилах страхования КАСКО). Даже если вы решили отремонтировать ТС самостоятельно и подешевле, чтобы потом страховая возместила вам затраты. На практике не все ремонтные организации соответствуют требованиям страховщика. У каждой страховой компании есть свой список допустимых СТО. Также не забудьте собрать все необходимые документы (чеки, заказ-наряды, акты, оригиналы счетов и др.). Если стоимость ремонта покажется страховой компании завышенной, при этом и СТО, и расходы на ремонт не были согласованы, то всю запрашиваемую сумму вам не выплатят.
Если возмещения недостаточно
При несогласии с размером вреда или результатами осмотра ТС нужно обратиться к страховщику, оформившему документы на выплату страхового возмещения, с заявлением. При необходимости создается комиссия для проведения повторного осмотра ТС или повторного определения размера вреда.
По результатам повторного осмотра оформляется акт осмотра и составляется заключение о размере вреда. Все расходы по проведению повторного осмотра ТС и определению размера вреда первоначально оплачивает заявившая о необходимости данной процедуры сторона. В случае если размер вреда, определенный повторно, будет отличаться от первоначального более чем на 5% (но не менее 5-кратного размера базовой величины, установленной на дату проведения повторного осмотра), страховщик возмещает расходы по проведению данного осмотра.
На основании составленного заключения о размере вреда страховщик производит потерпевшему выплату страхового возмещения. Если страховое возмещение было выплачено на основании документов, составленных по результатам первоначального осмотра ТС, страховщик производит доплату страхового возмещения.
В случае несогласия любой из сторон с выводами комиссии эта сторона вправе разрешить возникший спор в судебном порядке (п. 244 Правил определения размера вреда, причиненного ТС в результате ДТП).
Если сумма страховой выплаты не покрывает ремонтно-восстановительные работы даже приблизительно, стоит задуматься, правильно ли был сделан расчет. Самостоятельно разобраться в этом вопросе вряд ли получится, ведь расчет суммы очень сложен для неспециалиста и зависит от многих факторов (стоимости нормо-часа, износа деталей и т. д.).
- Если сумма в корне отличается от рассчитанной вами, рекомендую обращаться к специалисту-оценщику, который проверит все расчеты страховой компании, - советует Илья Пинхасик. - Если эксперт нашел в документах ошибки и считает, что сумма занижена, сначала обратитесь в страховую компанию с претензией, предъявив полученное от специалиста заключение. Страховая компания может предложить вам варианты решения конфликта в досудебном порядке, в том числе созвав специальную комиссию. Если результаты переговоров не удовлетворят, можно обращаться в суд.
Однако в ходе судебного процесса может быть назначена ещё и экспертиза, которая поможет установить размер ущерба. Именно для таких случаев и рекомендуется оставлять ТС в неизменном виде (не ремонтировать), чтобы эксперты могли сделать максимально объективный осмотр и дать заключение по спорным моментам.
ВАЖНО
В Положении о страховой деятельности, утвержденном Указом №530, Указе №531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования» закреплен лимит ответственности по возмещению вреда в размере 10 000 евро (для обязательного страхования гражданской ответственности), а также установлена жесткая зависимость между вредом и компенсацией фактических затрат на ремонт ТС. Если расчетные затраты укладываются в пределы лимита, а сумма страховых выплат для целей страхования гражданской ответственности не покрывает реальных затрат на ремонт, потерпевший не имеет права требовать разницу ни с виновника ДТП, ни с его страховой компании.
Возможность получить возмещение вреда по фактическим затратам (за минусом процента износа) по обязательному страхованию гражданской ответственности появилась после вступления в силу Указа №165 от 14 апреля 2014 г.
НА ЗАМЕТКУ
При страховании авто по КАСКО восстановить автомобиль можно двумя способами.
- 1-й ВАРИАНТ
Взять деньги от страховой компании по калькуляции и отремонтировать ТС самому. Если выплаты по факту не хватит (обычно так и бывает), винить придется только себя.
- 2-й ВАРИАНТ
Ремонт на СТО, одобренной страховой компанией. В этом случае страховая самостоятельно решает все вопросы с автосервисом. Все расчеты будут производиться без вашего участия. Минус – ремонт может идти дольше, чем вы планировали.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть