25605

Утилизационный сбор. Больше всего подорожают авто старше 3 лет

№ 9 от 26 февраля 2014 года 26/02/2014

 

С 1 марта 2014 года согласно Указу президента №64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» в Беларуси вводится утилизационный сбор (УС), однако автодилеры до сих пор не знают, как он будет взиматься.

- Чтобы прояснить ситуацию, Белорусская автомобильная ассоциация (БАА) направила в Совет министров запрос, касающийся ряда нюансов, которые нам неясны, - рассказал председатель правления БАА Сергей МИХНЕВИЧ. - Постановление Совмина, которое должно урегулировать все технические вопросы администрирования УС, пока не опубликовано, и мы еще не видели таблиц расчета. Поэтому приходится основываться на расчетах, аналогичных действующим в России, так как ранее было заявлено, что таблица расчета уплаты утилизационного сбора будет зеркально повторять российскую.

Опираясь на российский вариант, в БАА до сих пор не могут понять, будет ли уплачиваться УС по автомобилям, ввозимым из России.

- В указе говорится, что УС по этим автомобилям должен быть уплачен до момента регистрации, - отмечает Сергей Михневич.- Автодилеры продают машины без регистрации в ГАИ и, соответственно, по правилам, согласно указу, мы, наверное, могли бы не платить УС. Необходимость вносить его могла бы лечь на плечи наших покупателей, но это пока лишь догадки.

Также БАА хотела бы получить ответ на вопрос по поводу ввезенных из России и еще не проданных белорусам автомобилей: если за них был уплачен НДС, правильно ли, что УС в этом случае не будет взиматься?

- Самое печальное - из-за того что нет ответов на многие вопросы, в начале марта может возникнуть хаос, - считает Сергей Михневич. - Интересно, обратили ли законодатели внимание на такой нюанс: например, покупатель может приобрести автомобиль 28 февраля, пока указ не вступил в силу, а регистрировать его в ГАИ нужно уже в марте?

Кроме того, не исключено, что за автомобили российского производства придется уплатить УС дважды – в России и Беларуси.

Интересы клиентов

Автодилеры не были допущены к разработке документа, тем не менее некоторые их пожелания были все же доведены до сведения разработчиков проекта указа и включены в него. Так, с ввезенных до 1 марта и уже растаможенных автомобилей, находящихся на дилерских складах, УС взиматься не будет.

Член правления БАА, один из руководителей Белорусской научно-промышленной ассоциации Сергей ВАРИВОДА подтвердил, что подобные документы, затрагивающие интересы населения и бизнеса, в соответствии с Директивой №4 должны проходить согласование с Советом по предпринимательству, однако на практике этого не было:

- Несмотря на то что я являюсь членом общественно-консультативных советов достаточно большого количества министерств и ведомств, у меня не было возможности получить официальный доступ к проектам этих нормативных актов. Почему это важно? Потому что любая ошибка на таком большом рынке, как автомобильный, может привести к катастрофическим последствиям.

Кроме того, бизнес-сообщество не хочет, чтобы страдали интересы клиентов. А в данном случае дилеры будут вынуждены поднять цены на ряд машин.

Сергей Михневич, объясняя возможный рост цен, добавил:

- Мы будем вынуждены учитывать размер УС в ценообразовании. По ряду автомобилей сумма этого сбора превышает маржинальную доходность дилеров, иногда – в несколько раз. И дилер не сможет не поднять эти цены.

В то же время в России цены в автоцентрах останутся прежними, поскольку там государство полностью компенсирует УС на автомобили, произведенные на его территории. Это предсказуемо может привести к тому, что белорусы в поисках более дешевых автомобилей будут выезжать за границу, а это отток валюты из страны, да и неудобства для покупателей, которые у себя в стране не смогут купить автомобили по выгодной цене. 

Свой путь

Сергей Варивода считает, что Указ №64 ждет непростая судьба, поскольку он весь соткан из противоречий. Главное противоречие заключается в том, что, по сути, УС - это налог на импорт, а уже во вторую очередь - мера, направленная на защиту окружающей среды от вредного воздействия выбывших из эксплуатации автомобилей.

- Также среди прочего есть противоречия между попыткой защитить отечественного товаропроизводителя и нашими обязательствами перед ВТО, куда Беларусь с таким указом на порог даже не пустят. Это противоречие между проблемой платежного баланса страны, нашей борьбой за макроэкономическую стабильность, против вывоза капитала из страны и той системой платежей и ставок, которые, наоборот, стимулируют вывоз капитала…

По мнению Сергея Вариводы, лучшим решением в складывающейся ситуации была бы отмена УС во всех государствах, его принявших.

- Думаю, что ВТО внимательно будет наблюдать за происходящими событиями и отслеживать любые попытки, в первую очередь в России, компенсировать платежи по УС в формах, противоречащих правилам ВТО. На мой взгляд, УС проживет недолго.

Сергей Михневич добавил, что сумма УС не соотносима с реальной стоимостью утилизации, и предложил Беларуси без оглядок на кого-либо выработать свою систему утилизации. Таким путем, кстати, пошли в Казахстане. 

Факты о важнейших аспектах и последствиях введения утилизационного сбора в Беларуси:

  • Сильнее всего подорожают автомобили старше трех лет, ввозимые юридическими лицами. Утилизационный сбор по таким автомобилям фактически является запретительным. Это вынудит часть импортеров таких автомобилей свернуть свою деятельность. Остальные будут ввозить автомобили для конкретного покупателя – физического лица, как это происходило, например, до середины 2011 года, когда импортные пошлины для физических лиц были ниже.
  • Утилизационный сбор для физических лиц в целом является небольшим. Однако рост цен на вторичном рынке, вероятно, будет выше, чем величина утилизационного сбора, из-за некоторого сокращения импорта в целом.
  • Утилизационный сбор в Беларуси вводится по принципу страны назначения. Поэтому автомобили российской сборки будут облагаться утилизационным сбором в Беларуси, аналогично тому как наши МАЗы облагаются в России. Отметим, что с 1 января 2014 г. утилизационный сбор в России в связи с требованиями ВТО взимается и при производстве автомобилей. Это означает, что по машинам российской сборки при их импорте в Беларусь (в том числе по машинам, покупаемым физическими лицами у российских дилеров) сбор будет взиматься дважды. Подорожание таких машин будет зависеть от технических аспектов введения сбора.
  • Автомобили белорусской сборки, такие как Geely, при их продаже в Беларуси не подорожают.
  • Автомобили, импортируемые из-за пределов Таможенного союза в Беларусь, не должны заметно подорожать, так как при введении утилизационного сбора должно произойти снижение ставок импортных пошлин до российского уровня (по легковым автомобилям – с 30% до 25%). Если это действительно случится, то окажется единственным позитивным моментом.
  • Большой вопрос возникает по автомобилям, импортируемым из-за пределов Таможенного союза в Россию, которые затем ввозятся в Беларусь (это касается тех марок, по которым в Беларуси действуют дилеры от российского импортера – Toyota, Nissan и некоторые другие). Фактически по ним утилизационный сбор будет взиматься повторно.
  • Сильно подорожают автомобили, производимые в странах СНГ, не являющихся членами Таможенного союза (Узбекистан, Украина), то есть Daewoo, ЗАЗ и т.п. При их ввозе утилизационный сбор будет уплачиваться по ставкам для юридических лиц.
  • Наконец, отметим, что утилизационный сбор не будет взиматься с автомобилей, зарегистрированных до 1 марта 2014 г.
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно