По данным Прокуратуры и МВД, по состоянию на 2001 год у 22 тысяч белорусов пропало примерно 19 миллионов у.е. Именно столько денег в начале 90-х годов было вложено в небанковские финансовые частные организации, обещавшие очень высокие дивиденды. Это сумма в разы меньше долга по пропавшим советским вкладам белорусских граждан (он, напомним, составляет 16,4 млрд советских рублей). Однако и эти сбережения пока вернуть людям не удалось, хотя проблема стала решаться на госуровне практически сразу же после того, как пострадавшие вкладчики вышли на улицу с требованием вернуть свои деньги.
История вопроса
В 1996 году было создано Белорусское общественное объединение пострадавших вкладчиков «За социальную справедливость» (БООПВ), объединившее чуть более 11 тысячи пострадавших. В этом же году был издан Указ президента Беларуси №438 о поддержке инициативы этого объединения о поэтапном возмещении гражданам ущерба, причиненного незаконной финансовой деятельностью субъектов хозяйствования. Вслед за этим было принято Постановление Совета Министров №1065, которое предусматривало создание фонда БООПВ для выплаты пострадавшим вкладчикам украденных сбережений. В постановлении были определены и источники пополнения этого фонда - прибыль субъектов хозяйствования, полученная ими при осуществлении высокорентабельного производства продукции, экспорта товаров, реализации в Беларуси импортируемых высококачественных товаров. Программа мер по реализации указа предусматривала, что предприятия после заключения добровольного договора с БООПВ должны будут перечислять в фонд объединения 80% прибыли, полученной от проводимых сделок. Государство при этом гарантировало поддержку.
- Несмотря на такие, казалось бы, совсем непривлекательные для предпринимателей условия, нашлась компания, которая пожелала участвовать в этой Программе, - рассказал «АиФ» председатель БООПВ Владимир КУЛИК. - Это был «Белнационалсервис», который возглавлял бизнесмен Игорь Клюев. Ему было выделено сырье от предприятия «Химволокно» для заключения бартерной сделки со словацкой фирмой в обмен на медоборудование. От этой сделки была получена прибыль - $
314 тыс. Часть этой прибыли согласно договору предприятие начало выплачивать вкладчикам объединения, иски которых о возмещении ущерба были удовлетворены судом. Но вдруг на предприятие нагрянула проверка. Комитет госконтроля признал сделку недействительной, и эта прибыль была изъята в пользу государства.
Позже Высший хозяйственный суд признал это решение Комитета госконтроля недействительным. Но в стране уже не нашлось смельчаков среди предприятий, пожелавших участвовать в программе правительства по возмещению ущерба вкладчикам.
Инициативы не проходят
Но члены БООПВ не опустили руки и вышли с новой инициативой к правительству:
- Мы попросили выделить нашему объединению квоты на белорусскую продукцию для заключения хозяйственных договоров по реализации ее на рынках России, Казахстана и в странах СНГ с условием делить выручку от сделки пополам, - продолжает Владимир Кулик. - Мы уже заключили ряд протоколов о намерениях с фирмами, готовыми работать на таких условиях, но в квотах на товары правительство нам отказывает.. При этом Постановление правительства №1065 и Указ президента №438, защищающие наши интересы, никто не отменял.
Нам пошло навстречу только Министерство экономики, которое предложило перечислить в фонд объединения 0,1% от приватизации. Но эта идея также не нашла поддержки у правительства, потому что по вышеназванному действующему Положению Совмина №1065 средства бюджета не могут быть источником нашего фонда. Наши вкладчики задают вопрос: почему? Когда арестовывали счета финансовых «пирамид», имущество их директоров, все шло в бюджет, вкладчикам доставались крохи, та же незаконно изъятая прибыль «Белнационалсервиса» ушла в бюджет. Так почему мы не имеем права получить оттуда наши сбережения? В протоколе совещания правительства от 24.01.2011 года по поводу этого предложения сказано, что «денежные средства от привтаизации являются источником финансирования госбюджета, а увеличение дефицита бюджета невозможно в целях сохранения экономической безопасности». Сумма долга перед членами нашего объединения – 5,3 млн у.е. Эта сумма способна подорвать экономическую безопасность страны? Получается, из бюджета нельзя, квоты на продукцию не дают. Что же делать? Мы также предприняли попытку через суд вернуть те деньги, которые незаконно забрали у «Белнационалсервиса», так как срок договора с этим предприятием у нас еще не истек. Но, оказалось, для этого нам нужно заплатить 120 млн госпошлины (процент от суммы иска). Мы попросили президента (по закону он имеет на это право) освободить нас от этой пошлины, однако нам в этом тоже отказано.
Глас народа
Николай Николаевич ДОРОХОВИЧ, пострадавший вкладчик от компании «Сэкай»:
- Почему я стал участником этой компании? Мне 86 лет. Пережил войну, всю жизнь проработал на МАЗе и заводе им. Орджоникидзе, вышел командиром производства, стал жить неплохо, скопил около 10 тыс. советских рублей. Вклад пропал. Пошел на подработки. И тут объявились самозваные банкиры. В госбанках вклады были под 2%, а у них в разы выше. Я полтора года присматривался к рекламе и выбрал в итоге компанию «Сэкай». На момент вынесения приговора суда о возмещении ущерба в 1999 году «Сэкай» должен был мне 50 млн. Директора осудили, суд постановил выплатить мне ущерб, но я не получил ни копейки. И наше правительство тоже не хочет решать проблему. А ведь кто вкладывал в эти компании? Среди вкладчиков немало таких же бывших солдат, трудяг, как я, которые в то время еще были работоспособными и вкалывали после пенсии. Я 20 лет отработал после пенсии, чтоб детям дать лучшую жизнь. Мы создали послевоенную базу, заводы построили. Это не в счет? Я не обижен пенсией, но ее мне хватает, чтобы жить, а вот домик достроить в деревне, чтобы внуков к земле приучать, не могу. И в чем моя вина? Что погнался за процентами в частную фирму? Но что мне было делать, если до этого государство лишило меня советского вклада и не приняло мер по его возврату? Кому же было верить тогда? Кому верить сейчас?
На деятельность финансовых пирамид («Мыза», «Новая генерация», «Промстройбизнес», «БелКомАвто», «Сэкай», «БелИнКомтраст» и пр.) правоохранительные органы обратили внимание в 1995 г., когда в СМИ появилась реклама, приглашающая граждан сдавать деньги под гарантию высоких процентов - от 270 до 2700. По результатам проверок были возбуждены уголовные дела, некоторым гражданам стали возвращать деньги. Кто-то из руководителей «пирамид» скрылся за границей, некоторых посадили. В 1996 году появился Указ президента №157, который запретил субъектам хозяйствования, не являющимися банками, привлекать денежные средства граждан. Сами директора этих «пирамид» имеют свою точку зрения на ситуацию. Так, освободившийся после 7,7 лет отсидки руководитель «Сэкая» Валерий Буяк заявил прессе, что «мы стали пирамидой, потому что нас остановили. Если бы процесс продолжился, то все было бы в порядке и мы вернули бы деньги».
КСТАТИ
Принципы формирования фонда БООПВ сегодня частично используются в формировании Государственного целевого бюджетного фонда национального развития и резервного фонд президента, куда высокорентабельные предприятия из своей прибыли отчисляют определенную сумму. Согласно Закону о бюджете на 2012, размер этих фондов составляет 3,2 трлн бел. руб., или примерно 400 млн долларов. Долг перед вкладчиками БООПВ в 5,3 млн у.е. – это 1,3% от этой суммы.
ОФИЦИАЛЬНО
Замминистра экономики Александр ЯРОШЕНКО:
- Министерство экономики неоднократно прорабатывало вопрос выделения БООПВ различных видов продукции для последующей реализации субъектам хоздеятельности, с которыми БООВП заключило договоры. Однако отраслевыми ведомствами и концернами не было поддержано предложение о выделении БООВП запрашиваемой товарной продукции, которая пользуется повышенным спросом. Предложение решить данный вопрос на совещании в Совете министров с приглашением руководителей отраслевых министерств и концернов было правительством отклонено.
Первый заместитель министра финансов Владимир АМАРИН:
По вопросу согласования проекта постановления, которым предусмотрен дополнительный источник поступлений в фонд БООВП средств от приватизации госимущества в размере 0,1% Министерство финансов высказывается отрицательно. В соответствии с основными направлениями социально-экономического развития РБ на 2006-2015 гг.г, предусмотрено целевое использование средств от приватизации, а именно: для наращивания интересов государства посредством развития потенциальных конкурентных преимуществ страны в мировом сообществе на основе инноваций. Министерство финансов полагает, что БООВП целесообразно решать вопрос изыскания источников осуществления выплат пострадавшим вкладчикам без участия средств бюджета.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть