16612

Сколько нужно давать «на чай»? И платит ли официант налог с чаевых?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 37 13/09/2016
В заведениях принято оставлять чаевые в размере 7-10%.
В заведениях принято оставлять чаевые в размере 7-10%. АиФ

Во всем мире принято  оставлять чаевые. При этом давать на чай или нет, клиент решает сам.  «АиФ» узнал, регламентировано ли это законодательно. Не нарушаются ли таким образом права потребителей?

Оставлять чаевые в ресторанах, казино, кафе, ночных клубах  - обычное дело. Как рассказали «АиФ» в одном из минских ресторанов,  ни один официант не признается, какие чаевые получает.

Определенной таксы нет. Но негласно в столичных заведениях принято оставлять 7-10% суммы счета. Но и тут бывает по-разному.

Компания может «погулять» на 800 рублей, а оставить на чай всего 10 рублей. А может быть и наоборот: при скромной сумме в чеке чаевые будут внушительными.

Кроме того, принято оставлять чаевые в салонах красоты. Но только в том случае, если услуга действительно была оказана качественно. Например, за хороший педикюр, маникюр можно оставить мастеру 2-3 рубля «сверху», за удачную стрижку - от 5 до 10 рублей.  Чаевые надо либо отдать мастеру, либо оставить на столике. Основную сумму за услугу, как правило, платят на кассе или у администратора.

Кроме того, в некоторых минских частных торговых объектах (салоны красоты, кафе, магазины и др.) на кассах можно увидеть баночки с надписями «Девочкам на конфетки» или «Чаевые приветствуются». Оставлять ли мелочь и сколько  - также  решает потребитель.

Одним словом, если сервис устроил посетителя, то чаевые – благодарность за хороший вечер, оказанную услугу, обслуживание. Однако говорить о том, что чаевые – обязанность посетителя, нельзя.

Что гласит закон

Законодательство Республики Беларусь не дает определения такого понятия, как «чаевые», пояснили «АиФ» в Управлении торговли и услуг Мингорисполкома. Фактически  понятие «чаевые» следует рассматривать как дополнительное вознаграждение, которое выплачивается в добровольном порядке сверх стоимости товара (услуги, работ), установленной договором, соглашением. Придание такому вознаграждению обязательного характера может быть только в рамках условий договора.

При этом такое условие договора не может являться «чаевыми», а признается оплатой услуг по обслуживанию. По такому условию сторонами должно быть достигнуто соглашение при заключении договора (в рассматриваемом случае – при оформлении заказа).  Соответственно, сведения о необходимости оплаты услуг по обслуживанию должны быть представлены потребителю наравне с информацией о составе пищевых продуктов, блюд, указанных в меню, цене и т.д.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона обусловливать приобретение товара (работы, услуги) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг) запрещается.  Следовательно, установление и требование от посетителей дополнительной оплаты счета неправомерно.

Заплатите налог!

Должны ли официанты платить налог с чаевых? В Министерстве налогов и сборов РБ считают, что следует исходить из того, что если сумма чаевых включена в счет, то она является выручкой организации. А выручка должна быть оприходована, включена в объект налогообложения и впоследствии может быть направлена на дополнительную оплату труда сотрудников.

Если же чаевые не включены в счет, а оставлены посетителем добровольно непосредственно официанту, который не приходует их в организации, то это доход, подлежащий налогообложению.

При этом, учитывая, что официант является наемным работником и исполняет свой труд в рамках трудового договора (контракта), а не по собственной инициативе, в его действиях отсутствуют признаки предпринимательской деятельности.

Но выявить такие доходы сложно. Ведь выплата чаевых в большинстве случаев нигде не фиксируется. Вместе с тем при поступлении в налоговый орган информации о получении доходов, с которых не был уплачен налог (в том числе в обращениях граждан, выявленных данных «черной» бухгалтерии), налоговые органы принимают меры в соответствии с законодательством.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно