Во всем мире принято оставлять чаевые. При этом давать на чай или нет, клиент решает сам. «АиФ» узнал, регламентировано ли это законодательно. Не нарушаются ли таким образом права потребителей?
Оставлять чаевые в ресторанах, казино, кафе, ночных клубах - обычное дело. Как рассказали «АиФ» в одном из минских ресторанов, ни один официант не признается, какие чаевые получает.
Определенной таксы нет. Но негласно в столичных заведениях принято оставлять 7-10% суммы счета. Но и тут бывает по-разному.
Компания может «погулять» на 800 рублей, а оставить на чай всего 10 рублей. А может быть и наоборот: при скромной сумме в чеке чаевые будут внушительными.
Кроме того, принято оставлять чаевые в салонах красоты. Но только в том случае, если услуга действительно была оказана качественно. Например, за хороший педикюр, маникюр можно оставить мастеру 2-3 рубля «сверху», за удачную стрижку - от 5 до 10 рублей. Чаевые надо либо отдать мастеру, либо оставить на столике. Основную сумму за услугу, как правило, платят на кассе или у администратора.
Кроме того, в некоторых минских частных торговых объектах (салоны красоты, кафе, магазины и др.) на кассах можно увидеть баночки с надписями «Девочкам на конфетки» или «Чаевые приветствуются». Оставлять ли мелочь и сколько - также решает потребитель.
Что гласит закон
Законодательство Республики Беларусь не дает определения такого понятия, как «чаевые», пояснили «АиФ» в Управлении торговли и услуг Мингорисполкома. Фактически понятие «чаевые» следует рассматривать как дополнительное вознаграждение, которое выплачивается в добровольном порядке сверх стоимости товара (услуги, работ), установленной договором, соглашением. Придание такому вознаграждению обязательного характера может быть только в рамках условий договора.
При этом такое условие договора не может являться «чаевыми», а признается оплатой услуг по обслуживанию. По такому условию сторонами должно быть достигнуто соглашение при заключении договора (в рассматриваемом случае – при оформлении заказа). Соответственно, сведения о необходимости оплаты услуг по обслуживанию должны быть представлены потребителю наравне с информацией о составе пищевых продуктов, блюд, указанных в меню, цене и т.д.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона обусловливать приобретение товара (работы, услуги) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг) запрещается. Следовательно, установление и требование от посетителей дополнительной оплаты счета неправомерно.
Заплатите налог!
Должны ли официанты платить налог с чаевых? В Министерстве налогов и сборов РБ считают, что следует исходить из того, что если сумма чаевых включена в счет, то она является выручкой организации. А выручка должна быть оприходована, включена в объект налогообложения и впоследствии может быть направлена на дополнительную оплату труда сотрудников.
При этом, учитывая, что официант является наемным работником и исполняет свой труд в рамках трудового договора (контракта), а не по собственной инициативе, в его действиях отсутствуют признаки предпринимательской деятельности.
Но выявить такие доходы сложно. Ведь выплата чаевых в большинстве случаев нигде не фиксируется. Вместе с тем при поступлении в налоговый орган информации о получении доходов, с которых не был уплачен налог (в том числе в обращениях граждан, выявленных данных «черной» бухгалтерии), налоговые органы принимают меры в соответствии с законодательством.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть