Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Впервые данное понятие появилось в 20-х годах прошлого века. Тогда НДС заменил в ряде стран налог с продаж, при котором уплата сбора производилась со всей выручки. Изменения должны были освободить производства от однотипных многократных выплат и учитывать не выручку, а потенциальную прибыль.
Можно было бы сделать вывод, что обязанность по уплате налога ложится только на плечи производителей. Однако, для того чтобы не терять прибыль, производитель перекладывает бремя уплаты НДС на покупателя. Конечно, декларацию в налоговую подает предприятие, но по факту налог уплачивает потребитель.
В настоящий момент в Беларуси общая ставка НДС при реализации и экспорте товаров, работ, услуг, имущественных прав составляет 20%. Однако в зависимости от групп товаров, работ и услуг, а также ряда других условий, данная цифра может варьироваться.
Пример
Когда одно предприятие заказывает у другого необходимые для производства продукции сырье, материалы, то оно выплачивает поставщику сумму, которая облагается налогом. Решается вопрос о будущей стоимости изготовленного товара. Она базируется на таком факторе, как себестоимость продукта, то есть сумма, потраченная на приобретение материалов для его изготовления, без учета НДС. Размер налога также рассчитывается на данном этапе. Далее следует формирование конечной стоимости продукта, по которой покупатели будут приобретать его в точках продаж. Окончательная стоимость продукта формируется из следующих факторов: себестоимость, доля прибыли от последующей продажи, подсчет акцизов, а также НДС. Его также прибавляют к окончательной цене, но уплачивает его уже покупатель. После того как предприятие продает товары на определенную сумму и получает выручку, начинается подсчет выручки за вычетом тех 20% налога, который уплачивает покупатель.
Предположим, что предприятие «Первое» производит и реализует ткань. При этом создается добавленная стоимость, с которой производитель должен уплатить НДС в размере 20%. Допустим, подсчитано, что стоимость готовой ткани после производства составит 100 рублей, а сумма НДС, который пойдет в бюджет, - 20 рублей (20% стоимости). Следовательно, цена проданной ткани должна составить 120 рублей, из которых 20 придется на НДС.
По этой цене предприятие «Второе» приобрело ткань у производителя. Это позволило предприятию «Первое» уплатить в бюджет НДС в размере 20 рублей. Используя приобретенный товар, фирма «Второе» производит финальный продукт (например, брюки). Допустим, подсчитано, что стоимость готовых брюк после производства составит 180 рублей, а сумма НДС, который пойдет в бюджет, - 36 рублей (20% стоимости). Следовательно, цена проданных брюк должна составить 216 рублей, из которых 36 придется на НДС. Однако данная цифра уже включает в себя уплаченный ранее налог в размере 20 рублей. Следовательно, фирма «Второе» отчисляет в бюджет лишь оставшуюся сумму в 16 рублей.
Таким образом, в результате производственного процесса была создана добавленная стоимость в размере 216 рублей, суммарный налог на которую составил 36 рублей. При этом на каждом этапе в бюджет поступали налоговые отчисления, соразмерные созданной на данном этапе добавленной стоимости. В итоге можно сказать, что весь НДС закладывается в цену, по которой товар реализуется конечному потребителю.
Отмена льготы
До 2013 года в Беларуси действовали льготы по уплате НДС на услуги связи, оказываемые физическим лицам. Льготы касались таких наиболее распространенных услуг, как международная и местная связь, сотовая подвижная связь, доступ в Интернет, интерактивное телевидение и другое. Однако с 1 января 2013 года вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» от 26 октября 2012 года №431-3. В соответствии с ним услуги связи, оказываемые физическим лицам, теперь не освобождаются от налога на добавленную стоимость, как раньше. Ожидалось, что отмена данной льготы обеспечит дополнительные поступления в бюджет страны. Тогда стоимость данных услуг для белорусов в большинстве случаев возросла на 20%.
Уже с 1 апреля 2016 года вступили в силу новые нормы. Налог на добавленную стоимость в отношении оборотов по реализации на территории Беларуси услуг электросвязи, оказываемых абонентам, повысился до 25%. По словам министра финансов Беларуси Владимира АМАРИНА, «все можно регулировать объемом потребления». Однако данная мера в конечном итоге повлияла на стоимость услуг мобильной и интернет-связи для потребителей.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть