14757

Каких специалистов не хватает белорусским исполкомам?

№ 19 от 12 мая 2010 года 12/05/2010

Насколько эффективны такие менеджеры, «АиФ» рассказал Олег Сивограков, участник образовательной поездки в рамках  проекта Европейского союза и Программы развития ООН «Устойчивое развитие на местном уровне».

- В администрации небольшого Малетайского района (население - 23 000 чел.) проектами занимаются два человека. Кроме того, администрация района привлекает внешних консультантов для написания проектных заявок. В результате, например, в 2010 году ожидается получение около 2 млн литов ($ 780 тыс) проектных средств, а это – около 50% бюджета района! Только в рамках программы ЕС по устойчивому развитию сельских территорий «ЛИДЕР» на реализацию 25 проектов будет выделено с учетом административных расходов около $ 2 870 000. А  в Ливанском крае (Латвия) в период с 1999 по 2008 год местная администрация реализовала 33 проекта с привлечением внешнего финансирования (главным образом, от Евросоюза) на общую сумму более $ 6 млн. В числе зарубежных партнеров по реализации этих проектов были самоуправления и учреждения из Литвы, Польши, Германии, Швеции, Великобритании, Италии. В период с 2008 по 2010 годы подготовлено 30 новых проектов, из которых 23 - на сумму $ 30 млн - уже утверждены. За счет этих средств, не дожидаясь госдотаций, регионы улучшают инфраструктуру улиц,  детсадов и школ, повышают энергоэффективность зданий,  создают альтернативные собесу службы помощи, возрождают ремесла и культуру предков и т.д. В латвийском городе Елгава с населением в 65 000 человек из бюджета в $ 65 млн около 10 млн – это поступления от проектов. Благодаря такой «подпитке» в городе оживает экономика, обновляется музей. При этом, отмечают представители городской думы, «надо много работать, чтобы освоить деньги Евросоюза».

Для Беларуси

- В Беларуси некоторые чиновники тоже уже знают, как писать проекты. Но это не системно. Как показывает опыт стран-соседей, этому надо учиться. Муниципалитеты Литвы и Латвии много учились проектной работе, менеджменту, фондрайзингу. Они участвовали в образовательных семинарах, ездили за опытом в другие европейские страны, принимали у себя зарубежных экспертов, использовали ресурсы Интернета. Но первой ступенью к собственным штатным специалистам по проектам было сотрудничество местных администраций с общественными организациями (НГО). В странах Балтии реализуется механизм социального заказа, когда органы самоуправления платят общественным организациям за работу в области социальной защиты. Глава самоуправления Земгальского регионе (Латвия), к примеру, отметил, что «создание в районе общественной организации по развитию предпринимательства значительно уменьшило нашу (местного самоуправления) работу». Примечательно, что в связи с большой социальной и экономической эффективностью деятельности НГО местные власти сами стали активно участвовать в их создании. По имеющимся оценкам, более 1200 местных сообществ и госучреждений участвовали в создании НГО в Латвии. К примеру, в Ливанском крае (Латвия), при сотрудничестве краевой думы и общественной организации «Белый дом» созданы бюро надомного ухода за нуждающимися, центр дневного ухода для людей с нарушениями умственного развития, а также центр игр и развлечений «Карапуз». Часто при подаче заявок на гранты необходимо софинансирование (собственный вклад организации или ее партнеров), а таких средств у НГО не хватает. Тут на помощь приходит местная власть, которая финансирует проект.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно