44768

Экономист: «Для выхода из кризиса Беларуси нужен четкий план»

№ 23 от 8 июня 2011 года 08/06/2011

Сегодня наша страна переживает не лучшие времена: девальвация, отсутствие валюты в обменниках, подорожание практически всех товаров.

В чем причина всех бед?

Grits- Что сегодня происходит на валютном и потребительском рынках? Это искусственный ажиотаж, как утверждают некоторые, или мы действительно имеем дело с системным кризисом в экономике?

- Ответ «лежит на поверхности», хотя не только обывателями, но и многими чиновниками воспринимается как какое-то откровение. А ведь Глава государства еще на IV Всебелорусском собрании отмечал, что мы создали экономику, которая более-менее держит государство и людей, но, по сути, мы остались фактически на тех же стартовых (советских) позициях. Если продолжить эту цитату, то президент отметил, что нам надо создавать новую экономику Республики Беларусь, экономику, если хотите, безопасности.

Но здесь возникает другой вопрос: а есть ли у правительства реальный план такой радикальной перестройки экономики, подкрепленный как финансовыми ресурсами, так и интеллектуальным потенциалом?

Что касается отсутствия долларов в обменниках, сокращения золотовалютного запаса до критического уровня или ажиотажа на потребительском рынке - это лишь следствия неэффективного хозяйствования, обострившееся непрофессиональными действиями Нацбанка в условиях ажиотажного спроса на иностранную валюту в последние 2-3 месяца.

- Отрицательное сальдо во внешней торговле складывалось не один год. Но почему ситуация вышла из-под контроля именно сейчас?

- Вы правы, с отрицательным сальдо мы живем практически весь срок суверенитета нашей страны. Однако к концу 2010 года разница между импортом и экспортом составила почти 10 миллиардов долларов США.

Попытка бывшего правительства преломить эту негативную тенденцию свелась практически к одному – синхронно наращивались внешние заимствования.

Как следствие, на начало текущего года внешний госдолг составил порядка 9,5 миллиардов долларов США, то есть примерно 18% к ВВП страны. Несмотря на то что даже по международным нормам эта величина не является критической, с учетом долговых обязательств субъектов хозяйствования государственной формы собственности, за которые государство обязано нести полную ответственность, величина внешнего долга уже приблизилась к критическому уровню – 50 процентов.

В текущем году отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами в первом квартале 2011 года составило около 2,3 млрд долларов против 681,4 млн долларов США за аналогичный период прошлого года. То есть рост почти в 3,3 раза!

Неспособность Нацбанка, да и правительства, чего уж греха таить, выработать эффективные меры по стабилизации возникшего неудовлетворенного спроса на валюту  привела к той ситуации, свидетелями которой мы и являемся.

У меня складывается тревожное предчувствие, что и нынешнее белорусское правительство повторяет ошибки своих предшественников: в погоне за сиюминутным результатом опять возникает желание «потушить пожар», если не бензином, то по крайней мере другим не менее горючим веществом, несмотря на тот неоспоримый факт, что в целом средства, которые правительство привлекает от МВФ, России, Китая и других источников являются комфортными с точки зрения стоимости и длины денег.

Справка. Средняя процентная ставка внешнего госдолга Беларуси составляет 3,74% годовых, а средний срок погашения – 6,3 года. Несвязанные кредитные ресурсы в портфеле составляют 85,4%, связанные – 14,6%. Наибольший удельный вес в общем объеме кредитов занимают кредиты МВФ (40,7%), России (38,4%) и Китая (около 9%).

Без разработки программы реформирования экономики, о которой я уже говорил выше, эффект от такого заимствования может быть аналогичен. Просто мы перенесем свои долги и обязательства на следующее поколение…

Кто виноват?

- Некоторые эксперты утверждают, что именно медлительность и неуверенность главного банка страны спровоцировала такие масштабы проблем на валютном рынке…

- Сошлюсь еще на одно высказывание президента: «Если говорить о персоналиях, то обвинения, прежде всего должны быть направлены против Нацбанка и лично его руководителя за действия или бездействия, которые привели к этой ситуации».

Хотя господин Прокопович - один из немногих высокопоставленных чиновников в Беларуси, который реально превратил подведомственную отрасль в высокодоходный актив, о чем свидетельствует очередь из потенциальных инвесторов, желающих работать в национальной банковской системе. Да и высказывания таких международных авторитетов, как Герман Греф и Петр Фрадков о том, что подведомственные им белорусские банки имеют самую высокую рентабельность, – дорого стоят. С этой точки зрения награда Героя Беларуси является достойной оценкой. И можно было бы мечтать, чтобы каждый белорусский министр был удостоен такой высокой оценки за свой труд на благо подведомственной ему отрасли!

Другое дело, благодаря чему и за счет кого была достигнута такая доходность? Есть мнение, и, к сожалению, оно имеет право на существование, что во многом эти результаты был достигнуты за счет «реального» сектора экономики.

Приведу только два примера. Во-первых, это ставка рефинансирования, которая и определяет стоимость кредитов,  необходимых предприятиям для обновления своих производственных ресурсов. Если в Беларуси она сегодня установлена на уровне 14 процентов, то в России она составляет  8,5 процентов, в Евросоюзе – 1 процент, а в Японии – ноль процентов!

Во-вторых, достойная лучшего применения настойчивость Нацбанка поддерживать стабильный уровень американского доллара по отношению к национальной валюте. В основных экономиках мира в период глобального кризиса (2008-2010 годы) обменный курс национальных валют  по отношению к доллару США стабильно понижался. Например, в Японии доллар стоил 94 йены, а стал — 82, в Европе доллар стоил 76 евроцентов, а стал — 68.
И только три страны  – Турция, Аргентина и Беларусь –  за указанный период  укрепили кросс-курс. Но в Турции и Аргентине доллар укрепился на 4-5 процентов, а в Беларуси – на 60 процентов и выше. Может быть, в этих «маленьких» секретах кроется привлекательность национальной банковской системы для зарубежного капитала?! И девальвация белорусской валюты почти на 60% является платой за такую политику.

Реальный «нереальный» курс

- Если не иметь в виду инфляционные ожидания населения и, как говорят, спекулятивные действия некоторых игроков рынка, каким все же должен быть реальный курс доллара?

- Сегодня официальный курс доллара - 4930 рублей. Но насколько этот курс соответствует рыночной конъюнктуре, вряд ли кто даст ответ. Я думаю, достоверных расчетов, как по самому кросс-курсу, так и по возможным последствиям для других секторов экономики, не было представлено. По-крайней мере, на момент его установления …

Каким же может быть реальный курс доллара?

Тут возможны некоторые аналогии. Например, когда в 1944 году американский доллар получил статус мировой валюты, правительство США взяло на себя обязательство обеспечить беспрепятственный обмен бумажных денег на золотой эквивалент по заранее согласованному курсу.

Применительно к белорусским реалиям получается, если взять денежную массу и перевести ее на официальный курс доллара, то уровень белорусских золотовалютных запасов должен составить 5,8 млрд долларов. У нас, по некоторым данным, - около 3,8 млрд. Получается, нам не хватает двух миллиардов. То есть к нынешнему официальному курсу надо добавить еще процентов пятьдесят. Но это чисто монетарный подход. В большинстве стран, для стимулирования потребительского спроса в условиях кризиса, денежная масса превышает золотовалютные запасы.

Отмечу, что эти расчеты виртуальные. Но еще раз повторюсь - истина не в величине золотовалютных запасов или возможности свободной конвертации белорусских рублей, а в неэффективности нынешней экономики Беларуси как таковой.

- Девальвация – грустное событие…

- Только цифры: с начала года белорусский рубль девальвировал на 64,3%, а по отношению к 23 мая девальвация составила 56%. Все познается в сравнении. Мировой банк опубликовал рейтинг девальваций. В нем Беларусь заняла первое место. Такой девальвации начиная с 1990 года в мире не было.

Сегодня многие эксперты говорят: если бы правительство прислушалось к рекомендациям МВФ и пошло на девальвацию рубля раньше, к такому печальному результату мы бы не пришли. Так что главная причина такого «результата» – запоздалость мер. Мы сами создали эту ситуацию…

- Как вы считаете, есть ли основания говорить о крахе «белорусской модели» развития с большим госсектором экономики, социальными гарантиями и масштабными госпрограммами?

- А что плохого в, как вы выразились, «белорусской модели» экономики? Веками существовала мечта построить общество социальной справедливости. Другое дело – как обеспечить устойчивость такой экономической модели.

В Беларуси - реальная социально ориентированная экономика: расходная часть бюджета достигает 50%. В то время в Китае – 14%, в Швеции – около 30%. Наши люди привыкли полагаться на бюджет… Кстати, эти слова с полным основанием можно отнести и к «реальному» сектору. В Беларуси около 90% всех государственных и приравненных к ним по форме собственности предприятий имеют различные государственные преференции. Только в 2010 году государственная поддержка составила почти 1,6 триллионов белорусских рублей и превысила на 45% уровень предыдущего года. Честно говоря, во многом это позволило конкурировать белорусским экспортерам на внешних рынках.

Из общения с коллегами из других стран, особенно России, я вижу, что нам многие завидуют…

Но президент сказал, что мы уже перегнули палку и стали безоглядно залазить в карман государства. Рано или поздно нам придется от этого отказаться...

Более того, этот срок уже определен. С 1 января 2012 года «де-факто» вступает в силу Единое Экономическое Пространство, базовые принципы которого «списаны» с Всемирной Торговой Организации.

В настоящее время практически все действующие в Беларуси механизмы прямой государственной поддержки промышленности, кроме возврата НДС, с точки зрения ВТО являются либо запрещенными, либо наказуемыми субсидиями. Иными словами, они должны быть либо отменены, либо откорректированы в соответствии с нормами ВТО, ибо в случае их сохранения после присоединения к ней это может повлечь за собой соответствующие санкции.

- Очевидно, вопрос о предоставлении кредита решается не так оперативно, как бы этого хотелось Минску. Как вы считаете, нет ли здесь каких-то закулисных игр? Кстати, неоднократно звучали мнения, что кредит нас уже не спасет…

- Сегодня с этими кредитами, действительно, много неясного. Сначала пусть «наверху» разберутся, а уже потом эксперты-экономисты смогут комментировать целесообразность того или иного кредита.

В нынешней ситуации у Беларуси много потребностей. Это и стратегический импорт: медикаменты, энергоносители, целый ряд комплектующих. Необходимо отметить и помощь наиболее незащищенным слоям населения…

Но если пускать новые кредиты на такие важные, но сиюминутные цели, то все экономические проблемы вновь проявятся уже через полгода девальвацией и понижением уровня жизни.

О российском рубле

- К слову, как вы относитесь к экзотической идее, которая активно обсуждается на интернет-ресурсах: мол, Беларуси надо отказаться от своей валюты и перейти на российский рубль….

- Если за основу взять предложение россиян - эмиссионный центр будет единый, и решения будут приниматься исходя из сопоставимого паритета экономик России и Беларуси – мы должны четко понимать, что, забирая кошелек у себя и отдавая его соседу, пусть и близкому, мы лишаем себя возможности самостоятельно решать многие вопросы, в том числе по поддержке собственных производителей и финансированию целого ряда социальных программ. Но, если ситуация будет оставаться такой, как сейчас, я думаю, это весьма реалистичный сценарий, причем уже в ближайшие год-два…

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно