27656

«Текучие» деньги

№ 27 от 7 июля 2010 года 07/07/2010

260 литров - cтолько воды, полагают в Мингорисполкоме, в среднем тратит минчанин в день в своей квартире. Именно такая норма предусмотрена для жильцов, не установивших приборы учета воды. Таким образом государство якобы наказывает не желающих устанавливать счетчики. Но в то же время оно зарабатывает на этих жильцах «мокрые» деньги, считает читатель «АиФ» Леонид ГуЛис .

Совершенство?

Так, Жилищный кодекс устанавливает, что жилищно-эксплуатационные, жилищно-коммунальные организации исполкомов, предприятия, организации – собственники жилищного фонда заключают договор с тепло- и водоснабжающими организациями на отпуск горячей и холодной воды жилым домам. Расчеты с тепло- и водоснабжающими организациями производятся ими по групповым (домовым) или квартирным приборам учета холодной и горячей воды. То есть, с водоснабжающими организациями ЖРЭО рассчитывается по потребленной гражданами воде.

Как же тогда рассматривать решение Минского городского исполнительного комитета от 6 февраля 2003 года, № 172 «Об утверждении норм водопотребления»? Оно гласит: в целях совершенствования учета потребления и усиления контроля за рациональным использованием питьевой воды, а также для упорядочения расчетов с водопотребителями Минский городской исполнительный комитет решил утвердить нормы водопотребления, подлежащие оплате населением  при отсутствии приборов учета расхода воды. Так, для проживающих в домах, оборудованных водопроводом, канализацией и централизованным горячим водоснабжением, норма составляет 150 литров холодной и 150 литров горячей воды в сутки на одного жильца. С 1 января 2008 года она была снижена до 130 литров.

Не по Конституции

Механизм расчета за воду следующий. Водоснабжающая организация предъявляет жилищно-коммунальной организации платежку за всю потребленную жильцами воду (согласно показаниям приборов учета). Но жильцам квартир, в которых отсутствуют приборы учета горячей и холодной воды, начисляется плата за водопотребление в соответствии с указанным решением. И получается, что начисленная таким образом плата за недобранную жильцами воду незаконно зачисляется в доход жилищно-коммунальной организации.

Выходит, что выполнение этого решения не соответствует его назначению. Для совершенствования учета и совершенствования контроля необходимо было совершенствовать инструктивные и законодательные материалы. А этим решением фактически введены штрафы для жильцов квартир, в которых отсутствуют приборы учета горячей и холодной воды. Таким путем их вынуждают устанавливать приборы учета. Но штрафы идут не в бюджет, а на счет жилищно-коммунальной организации.

Понимая противозаконность перечисления «лишних» денег, работники жилищно-коммунальных организаций не допускают жильцов домов для проверки данных о суммах, перечисленных тепло- и водоснабжающим организациям за потребленную воду и подогрев воды. Жильцы не могут узнать, сколько им ЖРЭО начислило за эти услуги. Не допустили работники ЖРЭО Советского района города Минска к проверке этих данных и меня - специалиста.

Такими решениями и действиями должностных лиц, перечеркиваются Статья 2 Конституции, где провозглашено, что Человек, его права, свободы и гарантии их реализации, являются высшей ценностью и целью общества и государства. Нарушается и  Статья 34, согласно которой, государственные органы, общественные объединения, должностные лица, обязаны предоставлять гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающие его права и законные интересы. Тем более, финансовые.

Леонид ГУЛИС, бывший ревизор КРУ Министерства финансов по Минской области

Водоканалы в убытке

Специалист системы жилищно-коммунального хозяйства утверждает «АиФ» обратное: ЖЭСы и водоканалы на безучетных жильцах не только не зарабатывают - они теряют деньги:

- Никакие лишние деньги наши организации на людях, не установивших приборы учета воды, не зарабатывают. Наоборот, от этого у нас только убытки. Система оплаты водоснабжения у нас устроена таким образом, что если у человека не установлен прибор учета воды, больше нормы (не важно, потребил он в месяц больше или нет) он не заплатит. Например, в доме 100 квартир. Счетчиков нет в 10. Там зарегистрировано, скажем, 25 человек, а фактически живет 40. Тогда от группового прибора отнимаются показатели индивидуальных, и разница (все, что за месяц использовали 40 человек) делится на 25 зарегистрированных. Если потребленной воды окажется выше нормы, все жильцы квартир без счетчиков заплатят по норме, но не столько, сколько реально было использовано воды. Водоканал от этого остается в проигрыше, и поэтому пункт «не выше нормы» ему мешает работать. Убери его - водоканалы смогут жильцам неучтенных квартир выставить реальный счет. Пока на это у нас не идут.

Сказать что 130 литров в день это много - тоже неправильно. Ведь у человека нет счетчика, и апеллировать ему нечем. Поэтому тем, кого не устраивают подобные нормы, мы можем лишь посоветовать поставить индивидуальный прибор учета воды.

Официально

Начальник управления экономики Министерства ЖКХ Елена Дудинская объяснила «АиФ», каким образом вода распределяется между учетными и безучетными жильцами:

- В настоящее время 98% квартир (индивидуальных домов) в республике оснащено индивидуальными приборами учета расхода воды. Оплата за услуги водоснабжения осуществляется по фактическому потреблению на основании показаний индивидуальных приборов учета, при их отсутствии - по нормам потребления, установленным местными исполкомами.

Если многоквартирный жилой дом оборудован групповым прибором учета расхода воды, и не все квартиры оборудованы индивидуальными приборами учета воды, то расчет осуществляется следующим образом. Разница между показаниями группового и индивидуальных приборов учета воды распределяется пропорционально количеству проживающих (зарегистрированных по месту жительства) в безучетных квартирах, но не выше установленной исполкомами нормы потребления.

Таким образом, «безучетный» потребитель услуг водоснабжения больше установленной нормы не заплатит.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно