13903

Могут ли белорусские школьники влиять на учебный процесс?

№ 48 от 1 декабря 2010 года 01/12/2010

Об этом «АиФ» беседует с социальным педагогом высшей категории гимназии №4 Сморгони Владимиром КАЛИНИНЫМ, который возглавляет школьный Информационный центр по обучению правам ребенка и человека*.

- Ваш центр действует с 2000 года. Есть ли практические примеры, когда дети воспользовались полученными знаниями и защитили свои права, улучшили ситуацию в школе или дома?

- Кроме теоретической части - преподавание прав человека в 5-7-х классах, мы  особое внимание уделяем практическому использованию полученных знаний  в школьной жизни. Таким образом появилась на свет волонтерская служба «Голос омбудсмена», объединяющая желающих из 1-11-х классов поработать защитниками прав ребенка и человека в школе и в семье. Проводятся вечера ответов и вопросов администрации и школьного самоуправления по острым  вопросам школьной жизни, анкетирование гимназистов для изучения общественного мнения, выпускаются фотогазеты по рейдам омбудсменов. К примеру, по итогам вечера вопросов и ответов с руководителями гимназии, были учтены мнения учащихся по улучшению внешнего вида и ремонта актового зала, туалетов, компьютерных классов, обеспечения свободного доступа в интернет, улучшения качества питания в столовой.

Волонтеры центра привлекаются и к дежурствам на телефоне доверия, где вместе с социальными педагогами и психологами имеют возможность обучиться работе со сверстниками, оказавшимися в беде. Ребята провели акцию по сбору школьных принадлежностей и передали собранное в социальный приют и школу-интернат.

Наш Центр был приглашен к вступлению в Международную организацию телефонных линий доверия  со штаб-квартирой в Амстердаме.  Начата работа по выявлению партнеров в учебных заведениях и СПЦ для объединения в национальную сеть таких линий. Это позволит качественно улучшить эту работу, получить доступ к методическим материалам и возможности следовать европейскому опыту. Минусом  является то, что вся работа ведется волонтерами и мотивированными педагогами, т.е. без финансирования. Европа уже в течение 30 лет развивается в этом направлении и имеет большой практический опыт.

- Какие сегодня наиболее актуальные и острые конфликты существуют у детей в школе? Как их можно разрешить?

- На первом месте  у нас стоят межличностные конфликты среди учащихся. Есть и конфликты учитель - ученик, ученик - родители. Конфликты были, есть и будут, только надо уметь их разрешать, не загоняя проблему внутрь. Индивидуальные беседы со сторонами конфликта, социальное расследование происшествия, беседы с родителями и, если необходимо, привлечение работников ИДН – все это помогает решать проблемы.

- Необходимо ли более активно развивать в школах школьное самоуправление, профсоюзы как механизм защиты своих интересов детьми?

- Да. Надо готовить детей к жизни в обществе, где необходимо будет отстаивать свою точку зрения и  бороться  за свои нарушенные права. И делать это надо будет намного активней, чем это делали их родители, которые не были знакомы ни с какими международными  и национальными стандартами. В каждой школе существуют те  или иные формы самоуправления учеников, все дело в том, насколько серьезно педагоги относятся  и прислушиваются к инициативам детей.

- Работаете ли вы с родителями, защищая права детей перед ними?

- Мне приходилось сталкиваться с этим. Считаю, что школьные социальные педагоги могли бы значительно снизить случаи разрушения семьи. Недавно у пьющих родителей были изъяты двое наших школьников на 6 месяцев. Но за это время работа с родителями продолжалась. В итоге родители  осознали свое асоциальное поведение, в них удалось пробудить родительские чувства. Дети вернулись в семью. А сколько не возвращаются…

- Есть мнение, что современные дети хорошо знают свои права, но мало знают о своих обязанностях. Так ли это?

- Это старый стереотип. В учебном плане преподавания прав человека одно из центральных мест занимает тема прав и обязанностей, выведенных из Конвенции ООН и Национального закона о правах ребенка.

Я использую линейку времени, на которой дети  видят, с какого возраста и какая ответственность наступает, что и когда положено по закону, какая ответственность предусмотрена за то-то и то-то, какие обязанности у них в школе  и дома. Наши омбудсмены провели конкурс «Кодекса чести гимназиста», где каждый класс разработал свои права и свои обязанности в рамках существующей законодательной базы. Этот кодекс и теперь в каждом классе висит на видном месте.

 

АиФ-факт

*Центр участвовал в республиканском эксперименте Министерства образования РБ  «Изучение прав человека и Международного гуманитарного права в средней школе» в течение 6 лет. Он объединяет экспертов  по правам ребенка и человека на местном и международном уровне. В рамках Международного проекта ЮНЕСКО недавно команда В. Калинина заняла 1-е место в республике, и дети вместе с педагогом написали пособие для детей и учителей, совместно с Бразильской гимназией из Сан-Паулу. ЮНЕСКО пригласила команду на церемонию награждения в Рим, где та заняла 8-е место среди 136 стран-участников.

 

Оставить комментарий (0)