2417

Лихие святки. В эти дни разрешалось недопустимое

"Аргументы и факты" в Беларуси № 01 03/01/2017
Святочное гадание. Дореволюционная открытка.
Святочное гадание. Дореволюционная открытка. / Смукрович И. И. / Commons.wikimedia.org

Что такое святки? 12 дней от Рождества до Крещения. На самом же деле эти православные праздники «пристегнули» к древним славянским поверьям «задним числом» - как и языческую Масленицу.

Вот, скажем, зачем 19 января люди погружаются в прорубь? Очевидный, казалось бы, ответ: чтобы смыть грехи и символически повторить Крещение Господне в реке Иордан. А вот что пишет арабский путешественник, купец и хронограф Ибн Даста: «Словене погружаются в прорубь, ибо они язычники и таким образом почитают суровое ледяное божество своей холодной родины. Они верят, что это купание придаёт хладнокровие и неукротимость в бою». Увидено и описано это было примерно за полвека до Крещения Руси. Про Христа и Иордан славяне тогда даже не догадывались.

Дикие колядки

То же самое касается и традиции колядовать. В рождественское утро по домам ходил клир с дьячком. Исполняли они сообразные праздничные церковные песни - кондаки. Например, «Дева днесь пресущественнаго рождает!».

Хождение это церковью в общем поощрялось. Не поощрялось иное: «Аще нарядятся в вывороченный тулуп, бесовские хари (маски. - Ред.) и преборзо поют похабные песни. А то и творят ночью озорство по дворам, коли не поднесут им пряника или зелена вина» - так о колядках писали члены кружка «Ревнителей древнего благочестия» ещё в XVII в.

«Озорство» же было примерно таким: «Ходят по улицам и к бесовским песням многие сквернословия присовокупляют и плясание творят на разжжение блудных нечистот и утех...» По пути не считалось грехом залить кому-нибудь в печную трубу два-три ведра колодезной воды, затащить на крышу избы сани, ввалиться в дом в страшных масках-харях и устроить маленький погром, побить посуду или «свистнуть» что-нибудь по мелочи. Причём наворованным во время святок пользоваться было нельзя, а полагалось пропить до Крещения.

«Озорство» сохранилось до наших дней. Но уже в качестве шутки.
«Озорство» сохранилось до наших дней. Но уже в качестве шутки. Фото: shutterstock.com

Помните из романа Алексея Толстого: «На святках князя Белосельского за строптивость раздели нагишом и голым его гузном били куриные яйца в лохани... Дворянина Ивана Мясного надували мехом в задний проход, от чего он вскоре и помер...»

Так вот. Именно второй случай и назывался колядованием. Связан он был с незапамятно древним культом предков. Считалось, что в период, когда ночи самые длинные, а дни самые короткие, начинается разгул жителей потустороннего мира. Среди них могли оказаться и предки человека, за что-то на него озлобленные. Их-то и следовало задобрить. Конечно, если он раньше не совершил другой обряд. Полагалось пойти на жальник, или кладбище, развести там костёр и символически угостить предков - пролить на могилу хоть пару капель того самого «зелена вина». Но за этим следили строго, и таких почитателей предков ждала суровая кара вплоть до отлучения от церкви.

Пир

Между прочим, с языческим обрядом почитания предков связано и традиционное кушанье кутья: классическая поминальная каша из белого зерна (пшеница, позже - рис), сваренная на сыте (разведённая мёдом вода). В далекое время её ели в сочельник, причём соответствующей христианской символики так и не придумали. Но кое-где ещё помнили, зачем на самом деле готовится такая каша.

И ставили на стол лишние приборы с горсточкой кутьи - для тех, кто умер в истекшем году. Хозяин перед подачей кутьи распахивал дверь и приглашал души мёртвых. А потом гадали - если покойники кашу подъели, значит, довольны. Если нет - жди беды. Учитывая, что мышей тогда водилось в достатке, каши наутро почти не оставалось.

Ирина ПЕТРЕНКО

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно