Однако на Руси в седой древности Новый год отмечали вовсе не в эту волшебную ночь.
Колядо, зимнее солнцестояние, ночь с 21 на 22 декабря
Праздновали до принятия христианства (конец Х в.). Этот день особенный, он почитался многими народами. Так, ближайшие соседи - славяне и германцы - праздновали переход от долгих ночей к долгим дням. У наших это называлось Колядо, у немцев - Йоль. По одной из версий, «колядой» была колода, то есть зажжённый пень. А ведь традиционное «рождественское бревно» можно встретить на любой европейской ярмарке. И наши, и немцы предпочитали в этот день свинину. Но мы ещё и пекли «коровай» - хлеб, стилизованный под коровью голову, с рожками. По традиции старейшина рода прятался за него и спрашивал: «Видно ли меня?» На что следовал ответ: «Не видим, дедушка, где ты?» Тот выпрямлялся и говорил: «Вот чтобы и на следующий год видно не было!»
Овсень, середина - конец января, будущие Святки
До XV в. праздновали там, где христианство уживалось с язычеством. Здесь мы больше походили на балтов, у которых новогодние торжества назывались очень похоже - «Усиньш». Традиции тоже были схожи. На Усиньш принято петь специальные песни, за что поющих одаривают. На Овсень - тоже: «Как Авсень придёт, надо блинка испечь, авсеньки будут ходить кликать Авсеня». Во времена Петра Великого этот обычай стали ошибочно называть колядованием. Но «авсеньки» - не колядки. Их не поют, а кричат - громко, с визгом и притопом. Иногда они бывали весьма похабного содержания - с пожеланием плодородия и чадородия. Исполняли их не всей семье, а только отцу, деду и старшим сыновьям.
1 марта. Праздновали до 1492 г.
Собственно Новый год как таковой. Праздник, когда уже окончательно «весна зиму ломает». Какое-то время в СССР возродили давнюю языческую традицию, назвав эти народные гулянья «Проводы зимы». Вообще весна была очень важна для нашего народа. Во времена Александра Невского на вопрос: «Сколько тебе лет?» мог ответить только боярин или образованный купец. Простолюдин не понимал, о чём речь. А вот на вопрос: «По которой весне пошёл?» следовал молниеносный ответ. Например: «По десятой» - от десятилетнего ребёнка. Сейчас от этого праздника осталось только одно слово - «ровесник».
Капельник, 22 марта, Праздновали до 1492 г.
В северных областях, на Новгородчине, а позже и в Архангельских землях, отмечали Новый год именно в этот день - весеннее солнцестояние. На праздник было принято печь специальные шанежки - род открытых ватрушек с начинкой из ячневой каши, грибов и лука. Делали их в форме птичек-жаворонков. А по верху часто украшали древним символом восходящего Солнца - крестом с загнутыми концами. Проще говоря, свастикой. Обычай держится кое-где и до сих пор - «жаворонков» принято печь и в Сибири, и на Кубани.
1 сентября. Праздновали с 1492 по 1699 г.
Это относительно новое заимствование. Пришло оно к нам из Византии вместе с христианством. Между прочим, праздник «новолетие» отмечается в этот день до сих пор - некоторые общины старообрядцев не приняли петровского нововведения. Они до сих пор числят годы по системе «константинопольской эры», согласно которой полагается «начало времён» отсчитывать не от Рождества Христова, а от сотворения мира. Вычисляли это самое сотворение так долго и нудно, что у всех получались разные варианты - их насчитывают более 200. Каноническим - во всяком случае, у наших старообрядцев - полагается следующий: 1 сентября 2014 г. наступил новый, 7523 год от сотворения мира.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть