9083

Страшное бремя. Отзывы читателей на тему смертной казни

№ 35 от 27 августа 2014 года 27/08/2014

Око за око

В ТЕМУ
Весьма познавательный труд «Исследование о смертной казни» написал  Александр Кистяковский (1833-1885) - известный криминалист, профессор Киевского университета. Он проанализировал историю этого наказания, провел исследование, устрашает ли оно  или нет, уменьшает ли число преступлений и пр. Вот вывод из этой книги, сделанный еще в 1867 году: «Итак, самый неоспоримый факт, что по мере развития народов необходимость применения и самоё применение смертной казни более и более уменьшаются. Процесс этого уменьшения хотя и очень медленный, но до такой степени однохарактерный и постоянный, что тождественность направления его в будущем не подлежит сомнению. Когда совершится полная отмена - решение этого вопроса представляет только практическую важность, но не может быть предметом объективного исследования. Но что оно должно последовать - это так же несомненно, как несомненен прогресс народов».

В советское время я работал в органах МВД БССР: 10 лет в милиции и 10 лет - в изоляторе. Так что эффективность наказания мне известна из практики. Лица, совершившие преступления, не боятся заключения в тюрьме, а тем более в колонии. Многие говорят: «Тюрьма - мой дом родной». Единственное, чего боятся, - это  смертная казнь. Только такая мера наказания удерживает от совершения многих тяжких преступлений. Замена смертной казни пожизненным заключением неэффективна, ведь настоящего наказания по сути не происходит. Убийца получает стабильную и обеспеченную жизнь в пределах тюрьмы, где ему бесплатно предоставляются питание,  одежда, теплый кров, медобслуживание. А порядочные люди на свободе должны за это платить. Осужденный все время находится под защитой прокурора, который должен следить, чтобы его права не были нарушены, в то время как  законопослушным гражданам приходится отстаивать свои права самостоятельно. Преступник должен быть подвергнут наказанию, соответствующему тяжести преступления. Опыт тысячелетий, заключенный в Библии, учит: чтобы общество было здоровым, надо наказывать преступников по принципу «око за око».

П.М. Ладик,
майор в/с в отставке, Витебск

Поставьте себя на место палачей

Тем, кто считает, что нужно убивать осужденных,  необходимо поставить себя на место исполнителей приговоров. Ведь никто из людей, у которых от руки убийц погиб родной человек, не пожелает собственноручно казнить преступника. Почему же кто-то должен это делать? Каково работать палачом?

С. Матусевич, Гродно

Кого можно считать человеком?

Смертная казнь должна быть - для серийных душегубов. Эти люди - ненормальные, даже если их признают вменяемыми. Когда-то их так и называли - нелюди. Прежде чем решить вопрос, оставлять ли жизнь серийным убийцам, необходимо ответить на давно уже назревший вопрос: кого можно считать ЧЕЛОВЕКОМ. По нынешним трактовкам эти преступники относятся к виду homo sapiens. Да, они порой изощренно разумны. Но люди ли это? В случае стопроцентной доказательной базы эпизодов преступлений таких людей необходимо уничтожать.

Ведь и судебная практика, и сами преступники говорят о том, что их ничто не остановит перед дальнейшими убийствами. Ни одна тюрьма не дает 100%-й гарантии того, что они никогда не выйдут на свободу: войн и побегов еще никто не отменял.

Я. Монич, Минск

Факты

  • Христианские церкви (и православная, и римско-католическая) выступают против смертной казни. В Основах социальной концепции РПЦ, к примеру, сказано: «Отмена смертной казни дает больше возможностей для пастырской работы с оступившимся и для его собственного покаяния. Очевидно, что наказание смертью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе». А вот, к примеру, высказывание Митрополита Филарета, Почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси:
    «Убиение человека немыслимо в христианстве. Церковь не мстит убийством за убийство, ибо это грех пред Богом. Святой апостол Павел пишет Римлянам: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Таким образом, исходя из предписания канонических правил можно заключить, что Ветхий Завет, допускавший и даже предписывавший смерть за смерть, в Новом Завете утрачивает силу закона».
  • По данным ООН, в 2009 году в Беларуси на 100 000 человек было совершено 4,9 убийства, тогда как в странах ЕС, где нет смертной казни, - гораздо меньше. Например, во Франции - 1,4 убийства, в Германии - 0,9, в Польше - 1,3, в Италии - 1. Статистика говорит, что наименьший уровень преступности отмечен в странах с наивысшим уровнем благосостояния.
  • Что чувствует исполнитель смертного приговора? Об этом активистам кампании «Правозащитники против смертной казни в Беларуси» рассказал Олег Алкаев, в 1996-2001 годах начальник СИЗО №1 Минска, при участии которого были совершены 134 смертных казни через расстрeл:
    «Исполнение смертного приговора - это убийство, страшное бремя, которое ложится на совесть тех, кто это делает. Убить человека, который лично тебе ничего плохого не сделал, убить без злости, без накала страстей - это сложно».
  • В нынешнем году в Польше разгорелся крупный скандал, так как на свободу должен был выйти серийный педофил-убийца Мариуш Трынкевич: в результате реформы судебной системы смертная казнь ему была заменена на 25 лет лишения свободы, которые истекли в 2014 году. Суд признал  Трынкевича социально опасным и принял решение о его изоляции, сегодня он находится  в  психиатрической больнице.
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно