Начало сентября. День знаний. Традиционно это праздник для всех культурных людей. Особенно для школьников и их родителей. Но главный человек на этом празднике – учитель.
И вот я посетила большое родительское собрание в средней школе накануне начала учебного года. Директор, завучи, учителя приветствовали родителей и вводили в курс дела. Родители в актовом зале собрались воодушевленные, несмотря на волнение.
Нарядные педагоги никак не могли изобразить радость, сколько ни старались. Ключевой информацией стали предостережения, опасения, регламенты, угрозы…
Потихоньку градус радости в актовом зале снижался. И я вдруг поняла, почему.
Эти опытные люди, искренне любящие детей и свою работу, в своих выступлениях все время защищались. И защищали детей – от сверхожиданий и страхов родителей, от невероятных требований программы, от завышенных норм и обязательного подсчета всевозможных клеточек…
Они были вынуждены защищаться и от родителей – от их справедливого возмущения чрезмерной загруженностью детей, от упреков в нехватке знаний, от желания сделать получение знаний более легким и эффективным. А в итоге – знаний через страдания и нелюбовь ко всему периоду школьной жизни?..
Учителям приходится защищаться от своего внутреннего голоса: почему их труд и их квалификацию не ценят? Почему увеличивают нагрузку в часах и количество детей в классе? Почему нет технического оборудования и изменений в программе с учетом общемирового прогресса? Почему все школы однотипны? Почему зарплата учителей не то что не позволяет заниматься самообразованием в других странах, но и не обеспечивает никакой конкуренции при найме? Почему у школ нет денег на самое необходимое? Почему нельзя пробовать разные форматы обучения и разработать индивидуальные программы для детей в зависимости от способностей? Почему педагог, как раб, должен в личное время решать вопросы, не связанные с его работой? Почему проверки не помогают, не улучшают, а только ухудшают условия труда? Почему грубый педагог остается на своем месте так же, как терпеливый и талантливый? Почему учитель отвечает за проблемы всей экономики, занимаясь детьми из разрушенных и необеспеченных семей, не имея никаких ресурсов – ни квалификации, ни времени, ни поощрения?..
В итоге приходится защищаться и от своей требовательности и стремления к самосовершенствованию. Ведь дети тоже смотрят видео на YouTube и спрашивают – почему, например, в такой же холодной Финляндии учителя такие теплые? Почему детям в школах других европейских стран бывает весело и интересно, а учителя успевают все объяснить на уроках? Почему сами уроки проводятся в разных форматах? Почему там школа со своими правилами не выглядит лишь переходной ступенью к армии? Или, например, почему у нас за годы изучения английского все равно нельзя заговорить на нем так, чтобы потом полученных знаний хватило для учебы в институте или работы в другой стране? Почему на занятия заставляют ходить в темных костюмах, в которых взрослые люди посещают только очень строгие мероприятия? Почему по внеклассному чтению все книги – про победу над царизмом и коммунизм? А новых книг нет? Почему учиться надо так много, а реально полезных в жизни знаний все равно так мало? Почему даже отличникам придется брать репетиторов, чтобы подготовиться к поступлению, а программы вступительных и выпускных различаются?..
Еще учителю приходится защищаться от общественных претензий – почему он не вдохновляет 25-30 разноплановых личностей сидеть спокойно 6-7 часов на одном месте? Почему классный руководитель не мотивирует и не развивает всех учеников класса и не воспитывает из них будущих предпринимателей и уверенных в себе лидеров?
А еще приходится защищаться от вышестоящих руководителей в системе образования. Чиновники без должной практики имеют власть, но не ответственность. Почему они не интересуются успешным мировым опытом, не внедряют его, а лишь «латают одеяло» вместо полной перестройки устаревшей системы образования советского образца? Многие еще верят в то, что ребенка можно отформатировать, как карту памяти, и сделать из него удобную деталь для дальнейшего использования в обществе. При этом, конечно, учитель должен оставаться напильником. А для этого надо почаще проверять учителей и посадить побольше детей в классы, потому что «хорошему учителю все равно, сколько детей учить». Но разве мы можем разбрасываться детьми и позволять делать так, как было в СССР? У нас же нет такой конкуренции и столько населения, как, например, в Китае. У нас каждый ребенок может и должен быть максимально раскрыт и проявлен как дар, и не для того, чтобы строить чье-то мировое светлое будущее, а чтобы в первую очередь быть любимым и счастливым…
Вот такой вот праздник знаний получился. Знаю, что «АиФ» - это издание вопросов и ответов. Но хорошо понимаю, что на эти вопросы у нас в обществе мало кто возьмется отвечать. Да и задавать-то их, когда твои дети учатся еще в школе, признаюсь, тоже страшно.
Мама школьника
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть