296

Композитор Евгений ЛАРИОНОВ - об учениках: «Хвалите своих детей!»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 20. Даром преподаватели... 14/05/2024

Сегодня наши дети живут в мире гаджетов. И это неудивительно. Такие правила диктует современный образ жизни. Но даже в этом виртуальном мире есть место для настоящего творчества, для создания музыки.

Подтверждение тому - ученики 10-й музыкальной школы искусств имени Е. А. Глебова, подопечные учителя класса композиции, композитора Евгения Дмитриевича ЛАРИОНОВА.

Музыкальная школа находится в центре белорусской столицы, в бывшем базилианском монастыре, архитектурном памятнике XVII века, рядом с городской ратушей, где рос будущий знаменитый белорусский и польский композитор Станислав Монюшко.

В музыкальной школе, которой неизменно руководит Куницкая Тамара Артёмовна, собрался удивительный коллектив, охваченный стремлением не только научить своих воспитанников музыке, искусству, но и привить любовь к чему-то большему.

Евгений Ларионов уже 17 лет работает с детьми – под его руководством они учатся сочинять музыку. Сейчас у него свыше 20 воспитанников. Среди них как дошкольники, так и старшеклассники.

По велению души

- Сложился стереотип, что в музыкальную школу дети идут по желанию родителей. А что скажете о ваших учениках?

- Бывает по-разному. Да, нередко ко мне детей приводят родители. Мама и папа хотят, как сейчас говорят, закрыть свой гештальт. Иногда это срабатывает. Есть среди учеников и ребята, которые сами захотели сочинять музыку. И родители, видя это желание, стараются поддержать его в своём ребёнке. Кого-то же отправляют ко мне педагоги фортепиано или других музыкальных инструментов, приметив у юного исполнителя тягу к сочинительству.

- Сложно ли детям дается в принципе сочинительство музыки?

- Всё зависит от степени вовлечённости в сам процесс сочинения музыки. Сейчас такое время, когда для детей интеллектуальный труд – чтение книг, игра на музыкальном инструменте - вытеснен визуальной, зачастую очень агрессивной «культурой»: гаджеты, фильмы, компьютерные игры. Это все то, что мы в огромных объёмах «пожираем» глазами.

А что происходит, когда ребенок читает книгу? Он становится соавтором, лепит в своем воображении героев, представляет происходящие события. Идёт колоссальная работа души. В фильмах же или компьютерных играх всё сделано за тебя. Кроме того, там нет возможности отложить произведение, закрыть глаза, чтобы всё ещё раз хорошенько представить и обдумать.

А что музыка? Музыка - в высшей степени абстрактное искусство, которое хочется понять, максимально конкретизируя каждый её элемент. Отсюда огромная мобилизация психики, интеллекта.

Например, ритм музыки необыкновенно подвижен. Как нам его «схватить»? Мы считаем, устанавливаем пропорции длительностей. А это уже почти математика. Звучание какого-либо музыкального инструмента очень неопределённо.

Как нашему слуху его «обнять»? Мы обволакиваем звуки сравнениями, ассоциациями. А это уже почти поэзия. Налицо момент внутреннего усилия, интеллектуального и душевного.

У детской психики разнообразный набор таких лазеек для контакта с музыкой. И у каждого ребёнка он исключительно свой.

Дорасти до классики

- Должен ли у ребенка быть талант к музыке?

- Я решил для себя так: «Все способны. Все чувствуют музыку. И все способны её воспроизвести. Но каждый по-своему». Бывают, правда, исключительные случаи, когда кажется, что вообще «ничего и никак». И тогда я говорю отчаявшимся родителям: «Тем более вашему ребёнку показаны занятия музыкой; давайте запасёмся терпением и дождёмся, пока у него что-то не потеплеет».

- А с какой базой приходят дети? Ведь в музыке важна наслушанность…

- Да, наслушанность – как у писателей начитанность – очень важна. И у современных детей она есть. И это далеко не классика. Такое сейчас время. До классики нужно дорасти. Это без пафоса: чтобы дойти до сути классической музыки, чтобы понимать и наслаждаться её творениями, надо преодолеть много условностей, хотя бы условность её языка.

Мои ученики начинают с подражания современным эстрадным песням, саундтрекам к фильмам и мультфильмам, музыки к компьютерным играм. И это нормально. Сам с этого начинал. Поэтому не ставлю никаких стилистических ограничений для ребят. Нравится такая музыка - хорошо. Ведь с чего тогда начинать? А по мере развития мы, конечно, окунаемся всё глубже и глубже в мир классической музыки.

«Сочинять» по-своему

- Как происходит создание музыки? Наверняка и тут есть своя технология?

- Да, конечно. За более чем полтора десятка лет у меня выработался целый ряд таких технологических приёмов. Но расскажу об одном. Его обычно стыдливо обходят стороной.

Все начинается с идеи, образа, представления. Но ребенку технически сложно, а то и вообще невозможно облечь свою задумку в оригинальные звуки, сделать своё с нуля. Поэтому мы часто прибегаем к копированию чужой музыки. Конечно, не полностью, а каких-то деталей, максимально их перерабатывая.

Например, как происходит обучение живописи? Юные художники копируют, копируют и еще раз копируют: натуру, предметы, картины известных художников, тем самым набивая себе руку. А что в обучении сочинению музыки? Чуть что, сразу: «Ах ты, негодник, содрал у кого-то!», «Это же форменный плагиат!» и т. п. Но если ребёнку хочется подражать какому-нибудь композитору? (Это же какая мотивация!) Если ему нравится чьё-то произведение?  Не нахожу ничего зазорного, если он его ещё раз - по-своему - «сочинит». Это опыт, способ отработать технологию: посмотреть, как ведёт себя мелодия, как поддерживают её аккорды, как выстраивается форма. И взять эту технологию себе на вооружение.

Тандем с родителями

- Как вам удается заинтересовать детей? Много ли зависит от педагога? Какая роль отводится родителям?

- Уверен, что должен быть гармоничный союз учителя, ученика и его родителей.

Мой первый учитель по композиции Виталий Родионов активно занимается проблемами музыкальной педагогики и даже вывел свою формулу: «Для успешного развития ребенка как композитора, его творческой личности важны три составляющие: способность ребёнка, профессиональная компетенция учителя и поддержка родителей. Причем первые 3-5 лет учебы поддержка родителей является ведущей в этой триаде».

Поэтому я призываю родителей: участвуйте в творческой жизни своего ребёнка! Ребёнок должен чувствовать поддержку в своём увлечении.

У меня же, как у учителя, своя роль. Мне дети порой доверяют даже то, что никогда не расскажут родителям.

В отличие, скажем, от обучения игре на музыкальном инструменте, где присутствует определённый спортивный момент (скорость, сила, выносливость), сочинение музыки с его долгим вынашиванием идеи, с его озарениями, мечтаниями, ожиданиями сродни обнажению самого ценного в человеке – его души. И здесь моя задача как педагога - быть очень деликатным, дабы не навредить, не отпугнуть от желания творить, сочинять.

Чтобы более глубоко втянуть ребят в процесс создания музыки, при поддержке родителей устраиваю коллективные тематические проекты. Их результаты зачастую выливаются в издания нотных сборников. так, недавно в издательстве «Ковчег» вышел сборник фортепианных пьес «Сказочные персонажи Беларуси». В 18 фортепианных пьесах ребята раскрыли образы героев белорусского фольклора: Хатника, Меши, Лясуна, Азярницы и др.

Но и это ещё не всё. К оформлению сборника мы привлекли юных художников. Ребята из изостудии Академии Talent создали к каждой пьесе чудесные рисунки. Коллективный дух творчества, что проявляется в подобных проектах, действует изумительно - словами не передать.

- А какое музыкальное будущее у ваших учеников? Перспективная ли это профессия – композитор?

- Профессиональное будущее моих учеников-композиторов можно рассматривать двояко. Во-первых, как действительно профессиональное занятие. И здесь выбор достаточно широк: музыка к кино и к театральным постановкам, та же музыка к компьютерным играм и к рекламным роликам достаточно востребована в современном мире. Во-вторых, даже если после окончания музыкальной школы молодой человек встаёт на совершенно иную профессиональную стезю, музыка – это то, что пребудет с ним всегда, чем бы он ни занимался.

Ну а если рассматривать эту проблему глобально, то я думаю, что мир, в котором мы сейчас оказались, несмотря на ведущую роль техники в нём (я бы сказал даже, несмотря на засилье техники в нём), бросает вызов именно людям с творческими, в том числе музыкальными амбициями. И я думаю, уже в недалёком будущем мы будем с воодушевлением слушать классическую музыку нашего времени. Вряд ли это будут привычные нам симфонии и оперы. Это, скорее всего, будут иные музыкальные жанры, в которых люди найдут для себя ответы на животрепещущие вопросы.

В ТЕМУ

С октября по декабрь 2023 года в Минске на базе Минского государственного музыкального колледжа имени М. И. Глинки проходил конкурс профессионального мастерства педагогических работников детских школ искусств «Фактор успеха». Евгений Ларионов, который представлял музыкальную школу №10, стал финалистом этого конкурса. Помогали ему в этом его ученики, ребята-композиторы, с которыми он музицирует в ансамбле под названием «Хатка на колах».

Фото: Фото из открытых источников

В марте 2024 года пять учеников Евгения Ларионова приняли участие в XI Минском открытом конкурсе «Дебют-2024». Двое из ребят, Марта Зданович и Женя Отто, стали лауреатами I степени.

В этом году завершается подготовка к изданию очередного нотного сборника «Зоры спяваюць». На сей раз это сборник песен на слова русских и белорусских поэтов в сопровождении фортепиано. Как всегда, в его оформлении помогают юные художники из изостудии Академии Talent.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно