41,8 процента из тех, кто зарабатывает меньше 250000 рублей в месяц, оценивают свое материальное положение как среднее. За последние годы практически не изменилась самоидентификация респондентов по уровню жизни: две трети граждан (75,7%) относят себя к группе со средним достатком. Богатыми себя считают 0,7% респондентов. К бедным себя причисляют 20% опрошенных, а к находящимся за чертой бедности - 1,8%. В целом, 65,4 процента опрошенных НИСЭПИ считают, что имеют достаток средний и выше среднего.
Белорусов устраивает
По данным Белорусского института стратегических исследований (BISS), низкий уровень доходов населения находится лишь на четвертом месте в рейтинге основных проблем, которые белорусы считают актуальными для страны. Рост цен, алкоголизм и высокие тарифы на жилищно-коммунальные услуги жители Беларуси считают более насущными вопросами…
Позитивные характеристики социального самочувствия населения, согласно опросу НИСЭПИ, доминируют над негативными и за прошедший год (с IV квартала 2008 года по IV квартал 2009 года) существенных изменений не претерпели. Большинство граждан (72,1%) устраивает сегодняшняя жизнь. В течение года уровень социальной адаптации населения колебался незначительно: в 2008 году респондентов, довольных своей жизнью, было 70,5%.
Согласно полученным данным, у белорусских граждан, как и год назад, преобладают положительные эмоциональные состояния. Большинство участников опроса (62%) испытывают спокойствие, надежду, уверенность, интерес, радость, воодушевление, чувство свободы. На вопрос «Уверены ли Вы в завтрашнем дне?» утвердительно ответило более 60% населения. Отрицательный ответ дали около 35%.
Европейцы недовольны
В Евросоюзе, по данным европейской социологической службы «Евробарометр», почти 80 млн человек (16 процентов населения) живут за чертой бедности. Правда, по определению, принятому в ЕС, люди находятся на грани бедности, если их доход составляет менее 60 процентов среднего дохода в стране. Жители ЕС сетуют на недостаточный уровень социальных выплат и пенсий (29%) и высокую оплату достойного жилья (26%), безработицу (52%), низкий уровень зарплат (49%). Большинство опрошенных уверенности в завтрашнем дне не ощущает. Зато ощущают потребность в знаковых предметах «среднего класса». Вещах класса «люкс», досуга в условиях повышенного комфорта, экологически чистых продуктах, в дипломах престижных вузов, всего того, что сегодня принято называть «потребительским гламуром»…
Россияне...
За последние десять лет, по данным ВЦИОМ, вдвое больше стало тех, кто в состоянии прокормить и одеть себя и свою семью. Однако лишь 16 процентов россиян, если верить данным социологов, сегодня можно с натяжкой причислить к среднему классу. Они могут позволить себе классический атрибут «среднеклассника» - автомобиль. (В 1998 году в России всего один процент людей могли себе позволить покупку машины).
Уровень доходов «средних», заявляемых самими респондентами, варьируется в пределах 12 тысяч рублей на каждого члена семьи в месяц. При этом эталонное качество жизни, по мнению россиян, требует зарплаты в 42 тысячи рублей.
«Основные желания нового среднего класса, - рассказывает один из авторов исследования, кандидат социологических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Елена Здравомыслова, - сводятся к приобретению собственной недвижимости, получению качественного образования для себя и детей, доступу к современному медобслуживанию и возможности четко планировать досуг в различных вариациях». В отличие от своих европейских собратьев российские «средние» жаждут не просто нового уровня комфорта, а стремятся к демонстративному потреблению, свойственному высшему классу.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть