203

Хороший инженер, плохой футуролог. Насколько реальны прогнозы Илона Маска?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 50. Майя такое и не снилось 13/12/2022
Илон Маск.
Илон Маск. Reuters

На саммите G20 американский предприниматель и инженер Илон Маск поделился мыслями о том, каким он видит будущее человечества. Он рассказал, что люди будут ездить по туннелям, вырытым глубоко под землёй, летать на сверхскоростных ракетах вокруг Земли менее чем за час, а также смогут наконец обнаружить инопланетные цивилизации.

Насколько реальны предсказания Илона Маска? Специально для aif.ru их комментирует футуролог, член координационного совета Российского Трансгуманистического движения Данила Медведев.

Подземные туннели помогут человечеству бороться с пробками. Они перспективнее, чем летающие автомобили, так как автомобили «упадут вам на голову».

— Человечество, конечно, роет туннели — для автомобилей, поездов, метро. Но все эти проекты очень дорого обходятся. Понятно, что строить туннели в городах вынуждает сама ситуация: территория застроена, дороги зачастую прокладывать негде, остаётся спускаться под землю. Тем не менее это не лучший путь. 

Илон Маск говорит, что придумал новые решения, но на самом деле он взял существующие технологии, попытался на них пропиариться, а результата пока нет. Как известно, он автор двух проектов, связанных с туннельным транспортом. Это The Boring Company, которая роет туннели, и Hyperloop — проект вакуумного поезда. Оба проекта были сильно разрекламированы, но, скажем так, не взлетели. И думаю, не взлетят, поскольку несут в себе массу технологических проблем.

В прошлом году The Boring Company завершила прокладку туннеля под Лас-Вегасом, но проект был сильно раскритикован. Маск обещал, что там будут ездить беспилотные вагончики со скоростью до 200 километров в час (как раз чтобы объехать под землёй городские пробки), но вместо этого поездки совершаются на автомобилях Tesla со скоростью не более 60 километров в час. Это какой-то абсурд. 

Если взять проект Hyperloop, он очень дорогой, технически сложный и опасный. Речь идёт о поезде, который движется в туннеле с откачанным воздухом, разгоняясь до 1000 километров в час. Это очень трудно реализовать. Раз уж мы рассуждаем о высокоскоростном транспорте будущего, давайте лучше обратим внимание на отечественные проекты. Советский инженер Анатолий Юницкий, который сейчас живёт в Беларуси, изобрёл «струнный» транспорт. Его проект SkyWay гораздо лучше, чем Hyperloop. Это безопасный способ передвижения по рельсам, протянутым между опорами на высоте нескольких метров над землей. Он требует намного меньше материалов и финансовых вложений. Проект уже реализуется на полигоне в Беларуси и в Дубае. 

Существуют и другие проекты транспорта, который движется над землёй, а не под ней. Пока пространства хватает и оно свободно, это намного проще и дешевле. И это предпочтительней, чем строительство подземных туннелей. 

Когда-нибудь станет возможным путешествие на ракете вокруг света менее чем за час. 

— Очевидно, имеется в виду проект Илона Маска Starship. Это ракета, которую он сейчас тестирует и которая скоро должна отправиться на орбиту. Предполагается, что проект универсальный: аппарат будет летать не только на Луну и Марс, но и между городами Земли. То есть будет доставлять пассажиров в любую точку планеты всего за 30-60 минут.

Но здесь тоже много пиара и шапкозакидательства. Достаточно сказать, что Starship — очень шумная ракета. Взлетать она будет вдали от больших городов, с морской платформы. Это значит, что до платформы сначала нужно будет добраться на вертолёте или скоростном катере. Заправлять ракету можно будет лишь после того, как все пассажиры сядут, — таковы требования. Может быть, они и долетят за час до нужной им точки, но перед этим они пять часов потратят на то, чтобы добраться до платформы и дождаться старта. Это будет целое приключение. 

Наконец, выбор городов, куда можно долететь на такой ракете, весьма ограничен. Из всех мегаполисов только 20% находятся в удобной зоне. Допустим, Нью-Йорк находится, а вот Москва — нет. Между тем Starship не сможет садиться без космодрома: ракете нужна инфраструктура, ей нужно подогнать топливо. 

Так что идея долететь из точки А в точку Б менее чем за один час выглядит очень красиво и привлекательно, но она тоже трудно реализуема. 

Возможно, мы найдём инопланетные цивилизации или откроем цивилизации, существовавшие миллионы лет назад. 

— Не уверен, что человечеству удастся обнаружить инопланетян или дожить до момента встречи с ними. Существует проблема, известная как «парадокс Ферми»: расчёты показывают, что во Вселенной должно существовать много технологически развитых цивилизаций, но мы не видим их следов. Почему они к нам до сих пор не прилетели? Как сказал физик Энрико Ферми: «Где они в таком случае?» Это называют Великим молчанием Вселенной.

Международная программа по поиску внеземных цивилизаций SETI существует с середины ХХ века. Результат — нулевой. Но, глядя на последние 20-30 лет жизни человечества, этому не стоит удивляться. На своём примере мы видим, что может случиться с внеземным разумом. У нас на планете экологический и политический кризис, заканчивается дешёвая энергия, из-за потепления происходит всё больше и больше природных катастроф. А ведь ещё 150 лет назад человечество находилось в прекрасном состоянии: шла научно-техническая революция, появлялись новые изобретения, люди верили в прогресс. Но потом вдруг выяснилось, что мы не умеем себя сдерживать и выжираем все ресурсы, какие есть. Если мы как цивилизация просуществуем ещё сто лет, это можно будет считать удачей. 

Ситуация с инопланетянами может быть такая же. Возможно, это универсальный закон Вселенной: разумная жизнь почему-то склонна уничтожать саму себя. А может случиться так, что через 10-15 лет из-за глобального экономического кризиса вся наша космическая деятельность свернётся. И мы вообще перестанем думать о поиске внеземного разума. 

В завершение скажу, что у Илона Маска есть прекрасные достижения — это ракеты многоразового использования, тот же Starship или глобальная спутниковая система Starlink. Маск — очень сильный инженер. Но он не понимает, что возможности технических разработок иногда упираются либо в социальные ограничения, либо в экономические, либо в природные. Ему кажется, что достаточно сесть со своей командой, всё посчитать — и проект готов к реализации. Видимо, он хороший инженер, но плохой футуролог.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно