12872

Десталинизация. Можно ли жить без культа?

№ 4 от 25 января 2012 года 25/01/2012

Конец 80-х

Вот, к примеру, отрывок из интервью историка, академика А.М. САМСОНОВА в  «АиФ» 1988 года. На вопрос журналиста: «Может быть, культ личности установился закономерно?», академик ответил:

«Не было такой исторической закономерности, которая бы обрекала наше общество на культ Сталина со всеми его страшными последствиями. Допустим, что при существовавших тогда объективных условиях во главе ЦК партии и государства стоял бы не Сталин, а другой, более достойный человек: Фрунзе, Киров, Рудзутак, которые по своему интеллектуальному и нравственному уровню в гораздо большей степени подходили на этот пост. Такого извращения демократических принципов не было бы». А на актуальный и сегодня вопрос о том, почему немало людей преданы Сталину и считают, что стране нужен сильный кулак, он ответил: «Одной из причин этого является ошибочное представление многих людей о том, что все лучшее, что было в нашей истории, связано с именем Сталина. Такой миф возник не случайно, он внушался СМИ и пропагандой в течение десятилетий. И часто способствовали этому те, кто пользовался у народа доверием за прежние боевые заслуги. Для того, чтобы поставить крест на мифе о Сталине, нужно было обладать известным мужеством, определенным уровнем нравственности. Нельзя не сказать еще и о тех, кто в сталинские времена писали доносы, по которым людей хватали, сажали в лагеря, расстреливали. Эти люди сегодня чувствуют свою сопричастность к Сталину и всему тому, что тогда творилось...»

Не кривить душой

На вопрос, как же сделать так, чтобы такого больше не повторилось в истории, хорошо ответил в письме «АиФ» (№3, 1988 год) И. Курбатов, член КПСС с 1925 года, ветеран войны и труда: «Да, было такое время, когда человек, которому была вручена судьба страны, в своих личных корыстных целях надругался над лучшими ее людьми. Хорошо помню те времена. На одном из партийных собраний завода «Красный двигатель» в Новороссийске я больше молчать не стал и заявил о своем неверии в существовании врагов народа. На собрании по указанию горкома партии стоял вопрос о снятии с работы директора завода Крылина и выражения ему политического недоверия. Я не согласился с этим и голосовал против. Директора, конечно, отстранили. И вдруг появляется передовая «Правды» о перегибах в работе с кадрами. Решение собрания отменяют. Крылин остается челном партии, а нам говорят «спасибо» за честное поведение на собрании. Думаю, если мы, коммунисты, не будем кривить душой, то трудное время 1937-1938 годов никогда к нам не вернется».

20 лет спустя

А вот как оценивает сталинщину другой академик из Института философии РАН Александр РУБЦОВ - уже в 2011 году: «Незавершенность десталинизации лишает страну будущего. В прошлом веке мир свел счеты с мифологией тоталитаризма. Этот исторический вывод был оплачен небывалыми трагедиями мировых войн и страшных эпизодов идейно-политически мотивированного геноцида. Однако два тоталитарных колосса, столкнувшихся в претензиях на мировое господство, в итоге повели себя по-разному. Разгромленная Германия поднялась, совершив гуманитарный подвиг: общенациональное покаяние вытравило и продолжает вытравливать дух тоталитарности. Победившая страна продвинулась в изживании тоталитаризма далеко — но далеко не до конца… В сознании страны и особенно новых поколений методично стирают грань между преступлениями и «эффективным менеджментом» (что опять актуально). Чтобы жить без культа, по мнению философа, сегодня необходимо, чтобы «внушение тоталитарных идей и настроений — в любой упаковке, с любыми мотивациями и под любыми предлогами  однозначно расценивалось обществом и государством как антиконституционное преступление».

Мнение пострадавшего

Чтобы не было иллюзий о том времени, нужно анализировать причины явлений, считает сегодня председатель Белорусского объединения жертв политрепрессий Зинаида ТАРАСЕВИЧ. «Надо признаться, что целью большевиков было сделать СССР мощным, вооруженным и богатым государством. Цель можно считать достигнутой, – пишет Зинаида Тарасевич. – В оборонной промышленности СССР достиг высоких показателей. Жизненный уровень в стране, в частности, в Беларуси, был достаточно высок. Но каким образом дался этот достаток для Беларуси? Возможны такие способы получения достатка: 1.добросовестный труд; 2.разбой, воровство; 3.насилие над жертвой, захват в заложники с целью принудительного труда; 4. захват наследства; 5. получение наследства. Правительство СССР выбрало 2-й, 3-й и 4-й способы для достижения целей. Чтобы получить много и сразу. Кто стал первыми жертвами большевиков? Сразу после захвата власти в 1917 году началось ограбление церквей под предлогом «религия – опиум для народа». Хотя никто не думал о народе. Главная цель была – захват имущества. И вот госказна разбогатела намного и сразу. Но за это поплатились жизнью священники, их семьи, прихожане. Но этого оказалось мало. Была придумана еще одна «бизнес-идея». Беларусь была сельскохозяйственной республикой, где достаток накапливался веками, поживиться было чем. И вот крестьяне пошли вслед за священниками в расход. В 1929-1930 гг большевики занялись коллективизацией. Но не остановились на этом. Надо получить большую выгоду и сразу. А как? Прилепив ярлык «кулак» ограбили самым жестоким образом многих тружеников: семьи повыгоняли из родных домов, увезли на смерть на Север России. Все нажитое не одним поколением предков (дома, хозпостройки, живность, инвентарь, земля, сады) – все стало достоянием другой части крестьян - т.наз. «бедняков». Имело ли государство выгоду от конфискованного у «кулаков» имущества? Конечно. Разбогатели и стали верными до смерти советской власти бедняки, их дети и внуки. Намного уменьшилось количество едоков в республике. Накладно ли было СССР, получившему такую огромную армию нетрудоспособных едоков (старики, дети) в другой части страны – на Севере? Не накладно. Потому что они от нечеловеческих условий вскоре умерли. А трудоспособные, хватаясь инстинктивно за жизнь, бесплатно строили бараки, работали на заготовках леса за миску баланды. За 30-е годы большевиками на костях огромного количества людей был заложен экономический фундамент советского «социализма». А чтобы его достроить, разработали систему ГУЛАГ, которая с большой скоростью заполнялась узниками».

Селекция

Есть у Зинаиды Тарасевич и собственная версия того, зачем понадобились массовые репрессии и расстрелы. «Новый, особенный советский строй имел необходимость в новом человеке. Эта селекция  проводилась НКВД. План выбраковки доводился республикам из Кремля. Местами выбракованных людей стали лесные массивы наподобие Куропат, и лагеря ГУЛАГА. Выгодно ли были такие «куропатские» захоронения? Да. Они воспитывали, выкристаллизовывали, оттачивали особый тип человека советского – бездуховного и запуганного.

На вопрос, можно ли было обойтись без культа Сталина, Зинаида Антоновна приводит такой аргумент: «Благодаря предпринятому бизнесу СССР достиг успехов. Но ведь и капиталистические страны в тот же период достигли того же и даже превзошли во многих областях СССР, избежав физического уничтожения десятков миллионов граждан, голодомора, депортации крестьян, создания концлагерей, разрушения храмов…».

Выноски: Незавершенность десталинизации лишает страну будущего.

Если бы ЦК возглавил Фрунзе?

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно