«Русфанера»
- Ещё во время гражданской войны в Испании, - рассказывает Алексей СОЛДАТКИН, старший научный сотрудник Центрального музея Военно-воздушных сил, - советские пилоты столкнулись с новейшим немецким истребителем «Мессершмитт-109Е», скорость которого на 100 километров в час превосходила показатели наших тогдашних самолётов. Противопоставить ему на тот момент было нечего, и в Стране Советов закипела работа. Перед войной 40% военного бюджета шло на авиацию.
За неполные два года было создано несколько новых конструкторских бюро, прошёл конкурс на создание лучшего истребителя и было даже построено порядка 2 тыс. новых машин. Это были Як-1 Александра Яковлева, МиГ-3 Артёма Микояна и Михаила Гуревича, а также ЛаГГ-3 (Семён Лавочкин, Михаил Гудков, Владимир Горбунов). Из них только высотный МиГ был сделан по преимуществу из дюралюминия, остальные - из дельта-древесины (дерево, пропитанное особыми смолами. - Ред.). Если у «Яка» ещё была сварная металлическая рама, то самолёт Лавочкина был из древесины от носа до хвоста - именно такое задание поставило перед КБ руководство страны.
Как ни странно, решение создавать современный истребитель на технологической базе предыдущей мировой войны оказалось верным! Когда в 1941 г. в результате немецкого наступления СССР потерял алюминиевые заводы на Украине, только налаженный выпуск фанерных истребителей позволил сохранить боеспособность советских ВВС. Поскольку дельта-древесина изготовлялась в основном из берёзового шпона, можно сказать, что это русское национальное дерево внесло в победу в Великой Отечественной войне свой вклад.
Самолёт-легенда
Не только наша страна, оказавшись в условиях дефицита современных материалов, вернулась к старому доброму дереву. Так же поступили англичане, создавшие лёгкий бомбардировщик «Москито», который летал быстрее иных истребителей. В СССР «деревянная эпопея» продолжалась почти до конца войны. Только в 1944 г. на Ла-7 (потомок ЛаГГа) основные силовые элементы крыла стали металлическими. Фюзеляж же так и остался деревянным. У нас в музее стоит Ла-7 трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, который за войну сбил 62 самолёта, а конкретно на этой машине - 17, в том числе один реактивный «Мессершмитт-262». «Русфанера» не подвела!
Кстати, упомянутый цельнометаллический МиГ-3 массовым не стал - выпуск прекратили в 1942 г. Отчасти из-за того, что выпуск двигателей понадобился для более нужного фронту самолёта, легендарного «летающего танка» Ил-2. На начало войны этих штурмовиков в ВВС было лишь 18. Но за годы войны Ил-2 и его «потомок» Ил-10 были выпущены в количестве 41 тыс. экземпляров. Это при том, что всего боевых самолётов за тот период было построено 136 тыс.! Правда, и потери у штурмовиков были самыми большими среди ВВС. Особенно среди стрелков-радистов, которые сидели там, где брони не было. Некоторые пилоты за войну хоронили по 5 напарников, а новые стрелки начинали службу с того, что отмывали кабину от крови предшественника. И так - до самого Берлина...
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть