2863

Бороться или увольняться? Что делать, если вас невзлюбили коллеги

Наш эксперт — медицинский психолог Светлана КОРОЛЁВА.

Сто причин для негатива

Ситуация, когда коллектив по каким-то причинам невзлюбил одного из сотрудников, встречается довольно часто. Причины негативного отношения со стороны коллег могут быть внешними и внутренними. Внешние причины обычно понятны и известны: чаще всего это рабочий конфликт, о котором знают все сотрудники. В этом случае моббинг заканчивается, как только конфликтная ситуация полностью урегулирована.

Но чаще всего негативное отношение коллег бывает вызвано внутренними причинами, которые выявить довольно сложно. Это могут быть барьеры в общении, которые люди сознательно или бессознательно возводят вокруг себя и тем самым противопоставляют себя окружающим.

Чаще всего это банальное неумение общаться с другими людьми, но может быть и так, что человек по каким-то собственным причинам не принимает традиций коллектива или даже отторгает их. Многие люди закрыты для общения: их волнуют только собственные проблемы, поэтому на интересы коллектива они не обращают никакого внимания. В большинстве случаев это провоцирует агрессию, потому что поведение такого человека при общении с окружающими воспринимается как угроза. Например, на простой вопрос: «Вы сейчас свободны?» — он агрессивно отвечает: «И что из этого?» Со стороны самого человека такой резкий ответ — всего лишь защитная реакция, а окружающие воспринимают это как барьер для нормального общения.

Бег с препятствиями

Если человек закрыт для общения, то вокруг него очень часто возникают и другие барьеры. В психологии их называют барьерами дистанции: «вверх — вниз» или «дальше — ближе». Если вы сознательно или бессознательно выстраиваете вокруг себя такие барьеры, это непременно вызовет негативное отношение со стороны окружающих.

Барьер «вверх» — это всегда директивная позиция. Слишком самоуверенный человек, который ставит себя выше других и слышит только то, что совпадает с его собственным мнением, всегда воспринимается окружающими негативно: они видят в нём высокомерного человека, который никого не замечает вокруг себя.

Барьер «вниз» — это позиция маленького человека, который старается спрятать своё «я» и не привлекать к себе внимания окружающих. В этом случае человек становится серой мышкой: коллеги зачастую просто не замечают его присутствия и вообще никак к нему не относятся.

Барьер «дальше» — это отдаление от сослуживцев на максимальное расстояние. Если человек концентрируется исключительно на самом себе, не участвует в жизни коллектива, то возникает большая дистанция. Такой человек избегает прямых взглядов и рукопожатий и тем самым становится недосягаем для коллег.

Барьер «ближе» — другая крайность. Такой сотрудник при общении быстро переходит на "ты" и резко, без приглашения вторгается в личное пространство сослуживцев. Подобное поведение никому не нравится, и это создаёт барьеры в общении. Все эти барьеры отдаляют человека от коллег и служат причиной их неприязни.

Чтобы не возникало таких ситуаций, нужно научиться слушать и понимать собеседника, а также не допускать ошибок при общении с коллективом. Основная ошибка заключается в том, что многие люди смешивают личные отношения с рабочими. В коллективе существуют только рабочие отношения, поэтому общение с коллегами должно быть исключительно деловым. Так что если вас критикуют за ненадлежащее выполнение вами рабочих обязанностей, то относиться к такой критике нужно конструктивно и без личной обиды, так как она не имеет ничего общего с персональным отношением к вам.

Если коллектив против

Часто жертвой прессинга становится новый сотрудник. Причины для этого могут быть разные: например, если новичка назначили на должность, занять которую надеялись другие работники этой организации, или если новый сотрудник пришёл на место уволенного всеобщего любимчика. Если на новом месте работы вы чувствуете негатив со стороны коллектива и не можете понять его причину, попытайтесь прояснить этот вопрос у руководства или у самих работников.

Ммогут быть и другие причины для неприязни к новому сотруднику со стороны коллектива. Часто в сложившемся коллективе есть свой неформальный лидер, который может почувствовать в новом сотруднике угрозу своему авторитету и начнёт настраивать остальных сотрудников против новичка. В этой ситуации новичку предстоит пройти определённую проверку: некоторое время придётся терпеть немилость со стороны коллег и завоёвывать их благосклонность. При смене места работы вхождение в новый коллектив — очень важный психологический этап. Он определяет для новичка его будущие отношения в этом коллективе, и, если завоевать доброе отношение со стороны новых коллег не получится, не исключено, что придётся «сложить оружие» и уйти. Необходимо помнить, что неформальный лидер есть в любом рабочем коллективе и с ним нужно считаться, поэтому, оказавшись в новом рабочем коллективе, постарайтесь определить, кто является вожаком, и установить с ним хорошие отношения.

Невзлюбить сотрудника могут также из чувства зависти: если человек ездит на дорогом автомобиле, одевается лучше других или чем-либо хвастается, то такое поведение тоже может вызвать неприязнь коллег.

Личное мнение

Юлия ШИЛОВА:

— Травят, как правило, слабых, интеллигентных людей. Бороться с этим сложно, мне кажется, лучше просто поменять работу. Отдавать силы, здоровье, энергию на то, чтобы доказать, что ты не хуже, — это очень тяжело, да и рабочее время тратить на это не стоит.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно