2828

Бизнес с нуля. Белоруска рассказала, чего ей стоило открыть 4 магазина

"Аргументы и факты" в Беларуси № 41. Дышите над... хлебом 11/10/2022
На закупку товаров ежемесячно уходит порядка 100-150 тыс. бел. руб.
На закупку товаров ежемесячно уходит порядка 100-150 тыс. бел. руб. Из личного архива

Тамара Цвилевич из деревни Рудное (Копыльский р-н Минской области) всегда мечтала о своем деле. Сейчас она директор и учредитель четырех продуктовых магазинов. «АиФ» пообщался с ней и расспросил о ее жизненном пути и бизнесе.

Свое дело в 19 лет

- Я начала заниматься бизнесом в 19 лет. И я, и мой муж - выходцы из деревень, из бедных семей. Больших денег у нас никогда не было. До декрета я работала бухгалтером, но эта работа не была мне по душе. Всегда мечтала о чем-то своем. Однако открыть собственное дело, когда за душой нет лишнего рубля, казалось непосильной задачей.

Все решил случай. В деревне Рудное стояло заброшенное помещение, в котором когда-то была столовая. Муж в шутку как-то сказал: «А представляешь, если на этом месте будет магазин «У Томы»? Я подумала: а почему бы и нет? Тем более в нашей деревне был один небольшой магазин со скудным ассортиментом: чай, кофе, печенье. Поэтому мне хотелось воплотить смелую задумку - открыть продуктовый, в котором деревенские жители могли бы найти все необходимые продукты.

Сначала я зарегистрировала свое ИП, арендовала небольшую площадь (12 кв. м) и стала торговать. Начинать было сложно. Набила много шишек. Выяснилось большое количество нюансов, в которых приходилось разбираться самостоятельно и о которых мне никто не рассказывал: как вести документацию, как найти поставщиков товаров... Но, несмотря на это, я получала невероятное удовольствие от работы. Было сложно, но я надеялась, что у меня все получится.

С 8 утра до 8 вечера

Сначала в моем ассортименте была ограниченная категория товаров: семечки, чипсы, печенье, напитки. Все фасованное, так как у меня не было денег даже на весы. Я работала, будучи в декретном отпуске, с 8 утра до 8 вечера. Была и директором, и продавцом, и грузчиком, и уборщицей. На руках - полуторагодовалый ребенок. Пока я работала - дочь спала на нижних полках стеллажей. Вспоминаю то нелегкое, но значимое время с трепетом.

В 2013 году пришло время выходить из декретного отпуска. Попросила помогать по бизнесу маму. Сама же совмещала работу в магазине с обязанностями бухгалтера в колхозе на 0,5 ставки. В первой половине дня за прилавком стояла мама, а затем я. Так полтора года трудилась на двух работах, а потом на свой страх и риск уволилась из колхоза. Осознавала, что физически и эмоционально не могу совмещать две работы и выполнять свои обязанности качественно. Тем более что во мне горел энтузиазм - было столько планов и идей, которые хотелось реализовать!

Позже поняла, что для продаж нужно больше места. Договорилась с колхозом и в том же помещении арендовала 50 кв. м.

Из ИП в ЧТУП

Год-полтора работала в ноль. Все деньги уходили на «раскрутку» магазина: ремонт, закупку нового товара и т. д. С финансовой стороны было непросто. Я не могла даже ребенка в парк аттракционов сводить. Нередко занимали деньги у знакомых до зарплаты мужа. Но спустя некоторое время почувствовала, что могу уже что-то купить себе или ребенку: магазин начал приносить прибыль.

Я задумалась над расширением. Зарегистрировала вместо ИП фирму. Дела пошли хорошо. Как итог: сейчас у меня четыре небольших магазина, каждый по 50 кв. м: три открыла в деревнях Рудное, Братково и Новоселки, а четвертый - в Копыле.

Все своими руками

Я сама занималась ремонтом зданий для своих будущих магазинов. Это необходимое вложение, ведь деревенские постройки пустуют на протяжении многих лет. Нередко мне помогал муж, если у него было свободное от работы время. Единственное, с чем обращались к профессионалам, - вопросы, связанные с проводкой электричества.

Мы не делаем евроремонт, но придаем зданиям свежий вид. В более широком капиталовложении нет смысла. Во-первых, стройматериалы - недешевое удовольствие, а во-вторых, у меня три арендных магазина (первый я выкупила в 2018 году). Поэтому нужно учитывать риски: если будут проблемы в бизнесе, здания придется вернуть арендодателям. А они, к сожалению, не хотят покрывать траты на ремонт арендной недвижимости.

Траты

В месяц порядка 12-13 тыс. бел. руб. (без учета отопления) требуется на содержание всех четырех магазинов: обслуживание терминала, налоги, зарплаты сотрудникам, аренда помещения и холодильников и т. д. На закупку товаров ежемесячно уходит порядка 100-150 тыс. бел. руб.

Арендовать помещение в деревне выгоднее, чем в городе. Так как в сельских зданиях нет газа и воды, то и коэффициент за аренду невысокий - порядка 150 руб. в моем случае, а в городе аренда «тяжелее» - 750 руб.

У меня 6 продавцов, бухгалтер, зимой обращаюсь к услугам рабочего, который помогает отапливать деревенские магазины. А я могу выполнять любые функции, если у моих работников возникают трудности: и за прилавок встану, и полы помою.

Городские и деревенские

Ассортимент в городском и в деревенских магазинах у меня не различается. Но я чувствую разницу в покупателях. В деревне люди не такие привередливые, они более душевные. А вот городские из-за изобилия торговых сетей и магазинов у дома могут быть недовольны тем, что у меня цена на некоторые товары выше на 10-30 копеек.

Надбавка

Максимальная надбавка в моих магазинах - 35% (прибыль составляет небольшую долю, существенная часть расходов приходится на аренду помещения, выплату зарплат, уплату налогов и т.д. - Прим.). И многое тут зависит от поставщиков. Простой пример: если ты берешь какой-либо продукт у одного продавца и делаешь 30% надбавки - товар на прилавке будет по 8 руб., а у другого поставщика возьмешь такой же товар и сделаешь 35% надбавки - конечная цена составит 6,5 руб. Поэтому, чтобы не уйти в минус и предоставить покупателям более дешевый продукт, нужно изучать предложения от нескольких поставщиков.

Доставка

Есть сложности и с доставкой продуктов в деревню. Так как у поставщиков заранее прописан маршрут, они не будут дополнительно заезжать в глубинку, чтобы доставить товар. Этим, кстати, можно объяснить нехватку ассортимента в некоторых сельских магазинах. Но я стараюсь выкручиваться. Например, мой поставщик не может отвезти хлеб в деревню Братково. Поэтому доставляет заказ в деревню Рудное, которая стоит близко к трассе. Я принимаю товар там, отписываю какую-то часть и сама везу хлеб в Братково. Каждый день только три часа у меня уходит на то, чтобы объехать все магазины.

Дефицита товара никогда не было. Хоть люди и говорили о нехватке сахара, но у поставщиков всегда все было в наличии. Единственное, если они знали, что вскоре вырастут цены, то могли не отгрузить товар. Мол, он в наличии у нас есть, но купить вы его сможете только завтра. А на следующий день его цена уже выше на 30 копеек…

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно