Когда в 1961 году американский Конгресс принял резолюцию, в которой бизнесмен Сэмюэл Уилсон был официально признан прототипом известного образа - Дяди Сэма, «Дядюшка Сэм» (и лицо позировавшего для него художника) стал символом не только Соединённых Штатов, но и плакатного искусства в целом. «АиФ» собрал информацию о людях, которые стали прототипами персонажей легендарных плакатов.
«Дядя Сэм»
Год создания: 1917.
Автор: Джеймс Монтгомери Флагг.
Прототипы персонажа: бизнесмен Сэмюэл Уилсон и сам художник.
Никто не может сказать со стопроцентной уверенностью, кто такой Дядя Сэм. Существует распространённая версия появления персонажа, но за давностью лет никто уже не может привести аргументы ни за ее правдивость, ни против. Легенда гласит: во время англо-американской войны 1812 года Сэмюэл Уилсон, бизнесмен из города Трой, штат Нью-Йорк, поставлял американской армии провизию в бочонках. Они были помечены буквами U. S. (United States). Но среди американских солдат распространилась байка о щедром Дяде Сэме (Uncle Sam). Впоследствии, когда «Дядя Сэм» уже был вековой легендой, плакат с ним нарисовал Джеймс Монтгомери Флагг. Подлинность портретов Уилсона вызывала вопросы, поэтому образ художник частично срисовал с себя.
«Родина-мать зовет!»
Год создания: 1941.
Автор: Ираклий Тоидзе.
Прототип персонажа: Тамара Тоидзе.
Плакат появился в июне 1941 года. На патриотическом подъёме тогда создавалось большое количество плакатов и песен, призванных вдохновить воинов на борьбу с опаснейшим врагом. Потомственный грузинский художник Ираклий Тоидзе к тому моменту прославился как иллюстратор — в частности, благодаря рисункам для поэмы «Витязь в тигровой шкуре». Плакат «Родина-мать зовёт!» Тоидзе создал через несколько дней после вторжения немецких войск. При этом считается, что саму строку «Родина-мать зовёт!» Тоидзе взял из стихотворения своего любимого поэта Андрея Белого, а в качестве модели использовал свою жену Тамару. Художник старался добиться такого эффекта, чтобы каждый солдат, вне зависимости от национальности, мог разглядеть на плакате черты своей мамы. В итоге получился один из самых знаменитых и узнаваемых плакатов за всю историю СССР и России.
«Ты записался добровольцем?»
Год создания: 1920.
Автор: художник Дмитрий Моор (Орлов).
Прототип персонажа: предположительно сам художник.
Наиболее известный в странах бывшего СССР плакат, «вдохновлённый» теми самыми изображениями лорда Китченера и «Дядюшки Сэма». Плакат появился в самом конце Гражданской войны и призывал вступить в ряды Красной Армии. Дмитрий Моор (настоящая фамилия — Орлов, рисовал также под псевдонимом Дор) к этому моменту был уже знаменитым и плодовитым художником-агитатором, автором множества плакатов, сделанных по заказу Политуправления Реввоенсовета.
Плакат «Ты записался добровольцем?» появился в конце Гражданской войны. К тому моменту образ указующего пальцем в добровольца сурового бойца или офицера использовался во всех странах. Даже у главного противника — белогвардейцев — был похожий плакат. Но, в отличие от англичан, художник не стал изображать лидеров государства. «Железных» доказательств того, что Моор срисовал бравого красноармейца с самого себя, нет. Это лишь версия, но внешне черты красноармейца действительно напоминают лицо автора плаката.
«Военный министр»
Год создания: 1914.
Автор: Альфред Лид.
Прототип персонажа: лорд Гораций Герберт Китченер.
Образ военного министра, призывающего вступить в армию в трудные для Отечества годы (Первая мировая война), буквально напрашивался на патриотические плакаты начала войны. К началу Первой мировой английская армия численно уступала потенциальным противникам, в том числе из-за отсутствия всеобщей воинской повинности. Заступивший на пост министра Китченер был в Англии личностью легендарной, он прославился при подавлении восстаний в африканских колониях.
Но главное достижение Китченера на посту военного министра — резкое увеличение численности армии метрополии. Именно он был горячим сторонником всеобщей воинской повинности, которая была введена в Соединённом Королевстве уже в ходе войны. Более того, Китченер обладал внешностью типичного для тех лет военного. К примеру, этот тип усов в Англии до сих пор именуют «военными». Поэтому для художника, перед которым стояла задача создать плакат, призывающий добровольцев в армию, лорд Гораций Китченер был самым естественным выбором, так как подходил по образу и изображал в данном случае самого себя.
«Не болтай!»
Время создания: начало войны.
Авторы: Нина Ватолина и Николай Денисов.
Прототип персонажа: соседка художников.
Созданный в начале Великой Отечественной войны плакат призывал население и армию хранить как военные, так и производственные секреты в тайне в любых условиях — даже дома. В военное время такие призывы появлялись всегда и в любой стране. В данном случае плакат был заказан паре уже опытных к тому моменту художников — Нине Ватолиной и её мужу Николаю Денисову. За образом строгой женщины в буквальном смысле слова не пришлось далеко ходить. Ватолина часто стояла в очереди в булочную со своей соседкой. Строгое лицо женщины идеально подходило к рисунку для плаката — оно было уникальным, но при этом имело типические черты многих женщин. Сочетание индивидуальности с универсальными чертами понравилось художникам, став на долгие годы одним из графических символов тревожного времени.
«Дойдем до берлина!» и «Красной армии - слава!»
Годы создания: 1944 и 1945.
Автор: Леонид Голованов.
Прототип персонажа: Герой Советского Союза снайпер Василий Голосов.
До Великой Отечественной автор ряда знаменитых плакатов, художник и график Леонид Голованов преподавал в художественном и архитектурном вузах. Однако после начала войны Голованов стал автором целого ряда знаменитых плакатов и рисунков. Самые известные работы художника были созданы уже во второй половине войны. Уникальна история создания двух из них — «Дойдём до Берлина!» и «Красной Армии — слава!».
«Дойдём до Берлина!» по настроению резко отличается от плакатов начала войны, к тому моменту советские войска уже разгромили существенные силы гитлеровцев и успешно наступали в западном направлении. Для создания плаката было решено использовать конкретного бойца —в тот момент всесоюзно известного снайпера Василия Голосова. Уроженец Тульской области Голосов был знаменитым снайпером. Он лично уничтожил более 400 фашистов, командовал легендарной снайперской ротой. При этом Голосов изображён с погонами рядового, хотя был в звании лейтенанта.
Внешность Голосова так нравилась художнику и Политуправлению, что он был изображён сразу на нескольких плакатах. Уже после окончания войны Голованов нарисовал продолжение «Дойдём до Берлина!» — плакат, на котором тот же солдат (уже с погонами младшего лейтенанта, орденом Великой Отечественной войны и медалями) стоит на фоне стены (предположительно - Рейхстага) и того самого плаката 1944 года.
Плакат «Красной Армии — слава!» также стал легендарным. Однако судьба самого прототипа, Василия Голосова, сложилась трагично. Легендарный снайпер не дожил до славы плакатов со своим изображением — он погиб в августе 1943 года.
Инна КИРЕЕВА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть