1829

Аферисты на проводе. Как заранее подготовиться к встрече с мошенником?

Сообщения об очередных схемах и происках мошенников то и дело продолжают мелькать в новостных лентах и меньше их число, к сожалению, пока не становится. Полюбившаяся «забава» аферистов – телефонные звонки от имени банков и различных структур, а также взлом электронных почтовых ящиков и страниц в социальных сетях.

Только на территории Минского района за три месяца 2021 года по линии сферы высоких технологий зарегистрировано 200 подобных преступлений, хотя за аналогичный период 2020 года их было только 46. Рост сразу на 334,8%!

О том, какие схемы мошенничества в сфере высоких технологий сейчас наиболее распространены, а также о том, как максимально надежно защититься от злоумышленников, – в материале «АиФ». Наш эксперт – старший оперуполномоченный отделения по противодействию киберпреступности УВД Минского райисполкома Антон АФАНАСКИН.

«ПРОДВИНУТЫЕ» МОШЕННИКИ

– Мошенники стали более «продвинутыми», поэтому в последнее время увеличилось число совершенных преступлений с использованием реквизитов банковских платежных карт, полученных методом социальной инженерии «вишинг». Это ситуация, когда мошенники звонят гражданам по телефону и, представляясь сотрудниками банков, получают реквизиты банковской карты, SMS-данные в виде паролей, а также иную конфиденциальную информацию, необходимую для списания средств со счетов. Как правило, для своих целей аферисты используют популярные мессенджеры. Наиболее часто – Viber («Вайбер»).

Еще один популярный способ мошенничества – «фишинг». Это афера с помощью поддельной интернет-ссылки банковского сайта или сайтов популярных онлайн-сервисов, которые очень похожи на настоящие. С помощью «фейковых» сайтов мошенникам также не составляет труда завладеть реквизитами банковских карт граждан.

К примеру, злоумышленник для обмана своей жертвы, общаясь с ней в мессенджере, якобы для приобретения товара, который продавался через торговую интернет-площадку, просит передать ему реквизиты банковской платежной карты для внесения предоплаты. А после сообщает, что платеж не прошел. Затем жертве предлагается перейти по ссылке на сайт банка либо интернет-ресурса, который предоставляет услуги доставки. Как правило, такие сайты – поддельные, а перейдя по ссылке, человек попадает в ловушку и «дарит» свои личные данные мошенникам.

«СОТРУДНИК БАНКА»

Также в последнее время участились случаи использования мошеннических методов социальной инженерии, связанных с принуждением граждан в получении срочного кредита. Он якобы нужен для погашения имеющейся задолженности. Финал таких историй часто плачевный: жертвы по просьбе «сотрудника банка» переводят средства на указанные банковские счета, но на самом деле пополняют бюджет мошенников.

Для того чтобы не стать жертвой злоумышленника, следует помнить и выполнять основные правила:

  • не отвечайте на подозрительные звонки, в том числе в интернет-мессенджерах;
  • никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщайте неизвестным лицам свои личные данные, данные ваших банковских платежных карточек, логин и пароль доступа к различным сервисам, коды подтверждений, полученные в виде SMS-сообщений и т. д.;
  • не спешите выполнять то, что от вас просит собеседник. Мошенники очень избирательны и убедительны. Банковские работники никогда не используют интернет-соединения, для связи с клиентами и не просят сообщить конфиденциальные данные для доступа к карт-счету, не убеждают оформить кредит;
  • надежно защищайте свои данные (двухфакторная авторизация, SMS-оповещение и т. п.);
  • в случае утери или кражи банковской карточки немедленно заблокируйте ее, обратившись в свой банк.

ВЗЛОМ СОЦСЕТЕЙ

Стоит упомянуть и такой распространенный способ мошенничества, как несанкционированный доступ к учетным записям социальных сетей. В нашей стране «взламывают» чаще всего страницы в соцсетях «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram («Инстаграм»). Злоумышленник посредством компьютерной техники осуществляет несанкционированный доступ к странице пользователя, а затем от его имени рассылает сообщения друзьям с просьбой оказать финансовую помощь.

Очень часто злоумышленник заранее изучает страницу, анализируя сообщения, подписки, публикации, чтобы затем у его друзей не возникло подозрений, что переписка ведется не истинным владельцем аккаунта. Некоторые пользователи Сети «клюют» на такие просьбы и переводят деньги на банковскую карту, искренне считая, что помогают своему знакомому, но на деле – аферисту.

Набирает популярность и такой способ мошенничества в соцсетях: злоумышленник взламывает страницу пользователя в Instagram. Затем публикует запись с информацией о том, что его близкий родственник серьезно болен, необходимы денежные средства для проведения дорогостоящей операции. К публикации прикрепляется номер карты, на которую нужно перевести деньги. Друзья, думая, что нужна помощь родственнику их знакомого, переводят деньги, но на самом деле становятся жертвами мошенника.

В данном случае рекомендуется следующее:

  • при получении подобных сообщений нужно лично созвониться с человеком, от чьего имени они поступили, и уточнить, действительно ли ему нужна помощь;
  • систематически изменять пароль доступа к учетной записи, зарегистрированной в сети Интернет;
  • придумать сложный пароль доступа, состоящий из прописных и заглавных букв, цифр, различных символов;
  • не сообщать логин и пароль доступа к учетной записи кому бы то ни было;
  • использовать возможность двухфакторной защиты учетной записи;
  • не переходить по подозрительным интернет-ссылкам.

Всегда будьте внимательны и бдительны!

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно