Самое популярное на сегодня мошенничество — это когда гражданам звонят якобы из службы безопасности банка. Аферисты под разными предлогами (чаще всего под предлогом подозрительного списания кругленькой суммы денег) выманивают конфиденциальные банковские данные и получают доступ к счетам своих жертв.
И вроде бы все уже знают, что нельзя никому говорить пароль из СМС-сообщения и CVC-код с внутренней стороны карточки, но мошенничеств не становится меньше. Наоборот.
Почему же граждане ведутся на уловки мошенников? Вместе с психологами разбирался "АиФ".
Шок, страх, стресс
Уловки мошенников могут модернизироваться, но важно понимать, что их манипуляции основаны на чувстве страха, делится психолог Сергей Разумовский.
«Звонящие сообщают, что ваши деньги находятся в опасности, прикрываются официальной должностью, и человек именно под действием кортизола — гормона стресса, — который вырабатывается в этот момент, сообщает данные своей карты», — объясняет эксперт.
В свою очередь, кандидат психологических наук Елена Шматова отмечает, что во время пандемии у населения сильно повысился уровень стресса и тревожности. В таком состоянии защитные функции психики работают слабее и часто срабатывают не в пользу логики. Собственно, это одна из причин того, почему в прошлом году выросло число банковских мошенничеств.
«Когда человек в таком состоянии получает звонок, в котором „представитель“ уважаемой организации, которая хранит денежные средства, которые для человека имеют очень большое значение (это и лечение, и надежда на отдых, да и в принципе средства к существованию), он чаще всего теряет бдительность. В его голове будет только одна задача: спасти деньги», — говорит Шматова.
В таком случае мошеннику достаточно обладать всего несколькими инструментами: уверенный голос, четко диктующий команды, наличие информации о клиенте, скорость, чтобы не дать человеку задуматься.
«Первая его задача — напугать, сообщить, что со счета снимаются деньги, и тут же уверить, что есть спасение. Вторая его задача — говорить быстро, не давая человеку вставить слово, подумать. Третья задача — уверенно и четко давать команды, поддерживая ритм, напор, уверенность, стремление человека „спасти“ деньги. Никакой магии, никакого гипноза, испуганный человек со слабым иммунитетом после стресса и в состоянии паники подсознательно так сильно хочет посторонней помощи, спасителя, что будет следовать командам извне», — указывает эксперт.
Грубость, жадность и цейтнот
Мошенники обязательно используют цейтнот, шок, когда жертву ставят в ситуацию аврала, срочности принятия решения, многозадачности, говорит психолог, арт-терапевт Петр Галигабаров.
«Цель мошенников — вывести человека из состояния равновесия. Для этого используются техники ограничения во времени: аферисты не дают времени на раздумья, решить нужно прямо сейчас. Часто используется техника „замешательство“, когда произносится длинное предложение, смысл которого сложно уловить, человек теряется и становится более внушаем.
Часто мошенники ведут себя крайне агрессивно и грубо. Они могут сказать: „Вы хотите, чтобы все ваши деньги списали со счета? Если нет, то в таком случае вы должны сейчас сказать ваши данные“. Человек находится в состоянии аффекта и соглашается», — рассказывает психолог Мария Мазурина.
По словам психолога Кирилла Филиппова, состояние цейтнота лишает человека возможности взять время, чтобы миндалевидное тело (эмоциональная часть мозга, работающая во время тревоги) успокоилось и дало возможность коре головного мозга провести анализ.
Давят мошенники и на чувство жадности: «Вы потеряете все деньги, если сейчас же не назовете пароль из СМС и не переведете средства на резервный счет».
Доверие
Одна из человеческих особенностей, которые используют мошенники, — это наивность, рассказывает ведущий специалист психологического центра Илья Шабшин.
«Она ярко выражена у пожилых людей. Услышав в трубке, что „звонят из банка (пенсионного фонда, собеса, поликлиники)“, многие верят, что так оно и есть. Также усиливает результативность действий мошенников использование ими новостей. Рассказали по телевизору о реформе системы медицинской помощи — мошенники тут же предлагают бесплатные обследования, дорогостоящие лекарства. Падает рубль, обесцениваются сбережения — мошенники тут же предлагают компенсации, выгодные условия. То есть держат руку на пульсе», — делится Шабшин.
С ним соглашается психолог Екатерина Тихонова: «Люди подсознательно ищут авторитетов, которым можно доверять, которые все знают, все решат. Это пошло с давних времен: сначала — крепостное право (барин знает, как надо, а мы тут холопы), потом — вождь партии, начальник и пр. И, когда звонят мошенники, представляясь сотрудниками банка, создается впечатление, что они серьезные сотрудники большой организации».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть