2763

Не звони мне, не звони. Как противостоять телефонным мошенникам?

Телефонные мошенники — хорошие психологи. Они умудряются обманывать и обкрадывать не только доверчивых пенсионеров, но и работников банков. Недавно мы рассказывали об уловках, какие используют злоумышленники. А теперь расскажем, как им противостоять.

Во время разговора

По закону банки действительно должны связываться с клиентами, если возникают сомнения в той или иной операции. То есть вовсе не значит, что с вопросом о том, переводили ли вы 5 тысяч рублей в Саратов, вам звонят именно аферисты. Вполне возможно, что на том конце провода реальный банковский служащий. И некоторые мошенники, кстати, уже не так топорно выпрашивают у своих жертв данные банковской карты или код из СМС, они действуют сложнее: предлагают назвать конфиденциальную информацию «роботу». Так усыпляется бдительность, и данные банковской карты становятся достоянием мошеннической общественности. 

«Даже если вам говорят, что данные карты и код из СМС нужно назвать „роботу“, то есть все безопасно, не торопитесь. Включите логическое мышление. Попробуйте задать себе следующие вопросы: точно ли телефон, с которого звонят, является телефоном банка? Почему, если была попытка списания, мне не пришло СМС-сообщение? Почему меня торопят с принятием решения? Помните о том, что для блокировки карты сотруднику банка не нужен номер карты, CVC или код из СМС», — подсказывает независимый финансовый консультант Екатерина Старкова.

Адвокат Евгений Ромашов рекомендует обращать внимание на темп речи звонящего сотрудника банка: мошенник очень быстро говорит, тем самым он нагнетает обстановку и создает атмосферу, в которой человек должен быстро принять решение, иначе он потеряет свои деньги. Мошенник не дает человеку подумать, и именно этот фактор является основополагающим при обмане. «Спокойно и без эмоций выслушайте звонящего человека, затем спросите его имя и должность. Нужно сказать, что вы записали данную информацию. Возможно, после этого мошенник прекратит разговор», — отмечает эксперт.

Запомните: даже если кто-то действительно получил доступ к вашему счету и пытается похитить ваши деньги, у вас есть сутки, чтобы обратиться в банк с заявлением о несанкционированной транзакции и вернуть средства. То есть действовать немедленно, здесь и сейчас, как того требуют «банковские служащие», вовсе не обязательно, у вас есть время.

Если вам позвонили и сообщили о сомнительной операции, перехватите у собеседника инициативу и сами начните задавать вопросы, советует психолог Кирилл Филиппов. «Уточняйте любые детали, какие только придут в голову, вы почувствуете, что это аферист, так как он вряд ли знает все ответы на вопросы о банке, если он не банковский служащий. Вы почувствуете либо тревогу, либо гнев и атаку в его голосе», — говорит эксперт.

Спокойствие, только спокойствие

Во время подобных звонков следует всегда включать рациональное мышление. Но как это сделать? «Переведите внимание на вдох и выдох через ноздри. Хотя бы несколько подобных сфокусированных на процессе дыхательных отвлечений — и появится ощущение „здесь и сейчас“. Из данного состояния попросите больше конкретики», — говорит психолог, арт-терапевт Петр Галигабаров.

В свою очередь, кандидат психологических наук Елена Шматова рекомендует вешать трубку и звонить в свой банк по номеру, указанному на карточке, сразу, как только на том конце провода начали задавать странные вопросы или просить конфиденциальные банковские данные. «При этом я бы не рекомендовала сообщать мошенникам, что вы будете перезванивать в банк, так как у них есть убедительные фразы о том, что перезванивать в банк не нужно. Даже если сильно испугались и сочли звонок убедительным, найдите в себе силы прервать его, выпейте теплой воды и дальше уже связывайтесь со своей финансовой организацией», — отмечает эксперт. 

Финансовая грамотность и осознанное поведение

Чтобы противостоять мошенникам, нужно повышать финансовую грамотность, стимулировать осознанное поведение, говорит психолог петербургской клиники Сергей Разумовский.

«Пожилых родственников предупредите и порекомендуйте не сообщать никакие данные без обсуждения с близкими. Детям расскажите, что есть специальные сервисы, где можно узнать мнение других людей о том, кто звонил с этого номера. При наличии компьютера рядом отзывы о звонящих можно посмотреть, просто введя номер в поисковик», — делится эксперт.

Ведущий специалист психологического центра Илья Шабшин отмечает, что проблемные ситуации, сценарии, когда звонят аферисты, нужно проговаривать много раз, снова и снова, даже репетировать: «Вот что ты сделаешь, мама, если тебе позвонят и скажут, что сейчас к тебе приедут из банка подписать договор?» Самая надежная схема — положить трубку и позвонить близкому человеку, например сыну или дочери. Всегда можно ответить: «Мне надо подумать, посоветоваться». Отговаривают? Это мошенники.

Чтобы мошенники больше не звонили

Вариант для продвинутых. Если вы поняли, что на том конце провода мошенники, можно «осложнить» их жизнь и наказать их.

«Можно тянуть время, называть несуществующий номер карты или придуманный код. А также соглашаться в самом начале, что транзакция ваша, а дальше слушать нецензурную брань. Настоящие банковские работники не матерятся», — рассказывает Старкова.

Кстати, если аферисты поймут, что вас не обмануть, вполне возможно, что они поставят соответствующую отметку напротив вашего номера и больше звонить не будут.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно