Телефонные мошенники — хорошие психологи. Они умудряются обманывать и обкрадывать не только доверчивых пенсионеров, но и работников банков. Недавно мы рассказывали об уловках, какие используют злоумышленники. А теперь расскажем, как им противостоять.
Во время разговора
По закону банки действительно должны связываться с клиентами, если возникают сомнения в той или иной операции. То есть вовсе не значит, что с вопросом о том, переводили ли вы 5 тысяч рублей в Саратов, вам звонят именно аферисты. Вполне возможно, что на том конце провода реальный банковский служащий. И некоторые мошенники, кстати, уже не так топорно выпрашивают у своих жертв данные банковской карты или код из СМС, они действуют сложнее: предлагают назвать конфиденциальную информацию «роботу». Так усыпляется бдительность, и данные банковской карты становятся достоянием мошеннической общественности.
«Даже если вам говорят, что данные карты и код из СМС нужно назвать „роботу“, то есть все безопасно, не торопитесь. Включите логическое мышление. Попробуйте задать себе следующие вопросы: точно ли телефон, с которого звонят, является телефоном банка? Почему, если была попытка списания, мне не пришло СМС-сообщение? Почему меня торопят с принятием решения? Помните о том, что для блокировки карты сотруднику банка не нужен номер карты, CVC или код из СМС», — подсказывает независимый финансовый консультант Екатерина Старкова.
Адвокат Евгений Ромашов рекомендует обращать внимание на темп речи звонящего сотрудника банка: мошенник очень быстро говорит, тем самым он нагнетает обстановку и создает атмосферу, в которой человек должен быстро принять решение, иначе он потеряет свои деньги. Мошенник не дает человеку подумать, и именно этот фактор является основополагающим при обмане. «Спокойно и без эмоций выслушайте звонящего человека, затем спросите его имя и должность. Нужно сказать, что вы записали данную информацию. Возможно, после этого мошенник прекратит разговор», — отмечает эксперт.
Запомните: даже если кто-то действительно получил доступ к вашему счету и пытается похитить ваши деньги, у вас есть сутки, чтобы обратиться в банк с заявлением о несанкционированной транзакции и вернуть средства. То есть действовать немедленно, здесь и сейчас, как того требуют «банковские служащие», вовсе не обязательно, у вас есть время.
Если вам позвонили и сообщили о сомнительной операции, перехватите у собеседника инициативу и сами начните задавать вопросы, советует психолог Кирилл Филиппов. «Уточняйте любые детали, какие только придут в голову, вы почувствуете, что это аферист, так как он вряд ли знает все ответы на вопросы о банке, если он не банковский служащий. Вы почувствуете либо тревогу, либо гнев и атаку в его голосе», — говорит эксперт.
Спокойствие, только спокойствие
Во время подобных звонков следует всегда включать рациональное мышление. Но как это сделать? «Переведите внимание на вдох и выдох через ноздри. Хотя бы несколько подобных сфокусированных на процессе дыхательных отвлечений — и появится ощущение „здесь и сейчас“. Из данного состояния попросите больше конкретики», — говорит психолог, арт-терапевт Петр Галигабаров.
В свою очередь, кандидат психологических наук Елена Шматова рекомендует вешать трубку и звонить в свой банк по номеру, указанному на карточке, сразу, как только на том конце провода начали задавать странные вопросы или просить конфиденциальные банковские данные. «При этом я бы не рекомендовала сообщать мошенникам, что вы будете перезванивать в банк, так как у них есть убедительные фразы о том, что перезванивать в банк не нужно. Даже если сильно испугались и сочли звонок убедительным, найдите в себе силы прервать его, выпейте теплой воды и дальше уже связывайтесь со своей финансовой организацией», — отмечает эксперт.
Финансовая грамотность и осознанное поведение
Чтобы противостоять мошенникам, нужно повышать финансовую грамотность, стимулировать осознанное поведение, говорит психолог петербургской клиники Сергей Разумовский.
«Пожилых родственников предупредите и порекомендуйте не сообщать никакие данные без обсуждения с близкими. Детям расскажите, что есть специальные сервисы, где можно узнать мнение других людей о том, кто звонил с этого номера. При наличии компьютера рядом отзывы о звонящих можно посмотреть, просто введя номер в поисковик», — делится эксперт.
Ведущий специалист психологического центра Илья Шабшин отмечает, что проблемные ситуации, сценарии, когда звонят аферисты, нужно проговаривать много раз, снова и снова, даже репетировать: «Вот что ты сделаешь, мама, если тебе позвонят и скажут, что сейчас к тебе приедут из банка подписать договор?» Самая надежная схема — положить трубку и позвонить близкому человеку, например сыну или дочери. Всегда можно ответить: «Мне надо подумать, посоветоваться». Отговаривают? Это мошенники.
Чтобы мошенники больше не звонили
Вариант для продвинутых. Если вы поняли, что на том конце провода мошенники, можно «осложнить» их жизнь и наказать их.
«Можно тянуть время, называть несуществующий номер карты или придуманный код. А также соглашаться в самом начале, что транзакция ваша, а дальше слушать нецензурную брань. Настоящие банковские работники не матерятся», — рассказывает Старкова.
Кстати, если аферисты поймут, что вас не обмануть, вполне возможно, что они поставят соответствующую отметку напротив вашего номера и больше звонить не будут.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть