7554

Иногда они возвращаются. К чему нужно быть готовым, объявляя родных без вести пропавшими

№ 32 от 4 августа 2015 года 04/08/2015
РЕАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ
  • Житель Мядельского района числился без вести пропавшим с 1 января 2010 года. В милицию об исчезновении человека заявили его родственники, которые ничего не знали о его местонахождении. «Пропавший» вернулся через 2 года из Италии. Он как разыскиваемый был задержан в аэропорту, чему очень удивился. По его словам, он уехал более 10 лет назад на заработки в Западную Европу, а свой мобильный забыл. Длительное время он работал дальнобойщиком в Португалии, а потом решил вернуться домой.
  • Бывший муж минчанки Т. Г. подал иск в суд о признании ее безвестно отсутствующей, чтобы приватизировать совместную квартиру. О супруге он якобы ничего не слышал несколько лет. Между тем бывшая жена все это время жила и работала в столице. Уже на стадии судебного рассмотрения женщина узнала, что ее ищут, от родственников, которые прочитали положенное по закону объявление о розыске лица. Поэтому она успела отстоять свои имущественные права.
  • В Витебской области женщина убила сожителя и объявила его без вести пропавшим: мол, на рыбалку ушел и не вернулся. Но правоохранители нашли дома удочку и сапоги мужчины. Началась проверка, был проведен полиграфический опрос. В итоге труп откопали на дальнем конце огорода.

Есть проблема

Гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение одного года по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания, или умершим, если по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев (в соответствии со ст.ст. 38 и 41 Гражданского кодекса Беларуси).

На практике из-за формализма и отсутствия координации в работе суда, милиции, соцслужб и прокуратуры люди могут столкнуться с отменой судебного решения о признании их родных пропавшими или умершими и, соответственно, с необходимостью  пересмотра проблемы.

Анализируя проблему, прокуроры указывают на то, что при осуществлении розыскных мероприятий органы внутренних дел иногда проявляют формализм и бездействие.

Первый заместитель прокурора Могилевской области Олег ПИМАШКОВ приводит в ведомственном журнале «Законность и правопорядок» пример: родственники гражданина С. обратились в суд Бобруйского района для признания его умершим, чтобы получить пенсию по случаю потери кормильца. Из предоставленной УВД Бобруйского горисполкома информации следовало, что в отношении С. как лица, скрывающегося от отбывания наказания, еще в августе 2011 года заведено розыскное дело и установить его местонахождение не представилось возможным. Но когда суд сделал запросы в различные инстанции, то «пропажа» быстро нашлась благодаря соцслужбе. Согласно сведениям, предоставленным Фондом социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты, этот человек значился работником в конкретных хозяйствах Минского района. Естественно, что установление этого факта стало основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Лишние траты

Прокурорская проверка в Могилевской области также показала, что есть проблемы и в согласованности действий ведомств, что приводит к необоснованным тратам госсредств.

Так, были выявлены факты, когда в отношении некоторых людей розыск был прекращен в связи с установлением их места нахождения, однако соответствующие судебные постановления о признании людей пропавшими и умершими не были отменены из-за отсутствия сообщений о прекращении розыска. Это в свою очередь привело к тому, что иждивенцам граждан, признанных безвестно отсутствующими и объявленных умершими, были назначены пенсии по случаю потери кормильца. Взыскать эти деньги с найденных людей органы соцзащиты по сегодняшнему законодательству не имеют возможности. Данные проблемы приводят к необоснованной трате государственных средств и ущемлению прав граждан. Поэтому прокуроры предлагают внести определенные изменения в законодательство, улучшить скоординированность действий госорганов, своевременно обмениваться информацией.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно