13723

Интернет-покупки: как не обмануться, заказывая товары в Сети?

 

По данным Торгового реестра, количество интернет-магазинов в настоящее время составляет 4365 ед. и выросло по сравнению с началом 2011 года на 1035 единиц. Товарооборот интернет-магазинов в 2011 году, по данным Белстата, составил 800,5 млрд руб. с ростом к уровню 2010 г. на 44,2%. Удельный вес интернет-магазинов в розничном товарообороте возрос с 0,5 до 0,7 %.

На связи с читателями:

44_14_03

Александр ШПАКОВСКИЙ, начальник управления организации торговли и услуг

44_14_02

Елена ШЕЛКОВИЧ, консультант управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой

 

Защита за границей

- Билеты на туристических сайтах намного дороже, чем в турагентстве. В Интернете же я могу самостоятельно забронировать ибилет на самолет, иномер в отеле. Но рассказывают про случаи, когда с бронью приезжают на место, а в отеле говорят, что никаких денег не получали. Какие гарантии могут быть у белорусского потребителя и что в таких случаях делать?

Р. Видевич, Минск

- Если вы самостоятельно бронируете отель, не пользуясь услугами туристической фирмы, и заключаете договор на аренду с зарубежным партнером, то в таком случае вы имеете дело с международными отношениями. Международная защита прав потребителей регулируется соглашениями. Например, у нас есть соглашение по защите прав потребителей в рамках стран СНГ. В нем говорится, что потребители на территориях других государств-участников Содружества в отношении своих потребительских прав пользуются такой же правовой защитой, как и граждане этих государств.  Когда вы вступаете в отношения с зарубежными организациями, вы заключаете договор, осложненный иностранным элементом. Он регулируется правом, которое применяется по соглашению сторон.

Чтобы максимально гарантировать защиту своих прав, любую сделку, особенно между физическим и юридическим лицами, необходимо оформить письменно. В том числе там должно быть определено и применяемое право. Соглашение сторон о выборе права должно быть явно выражено или прямо вытекать из условий договора. Если вы выберете белорусское право, то вы полностью подпадаете под защиту и правила, действующие в Беларуси.

- Я забронировал отель через сайт туристической фирмы и оплатил ей эти услуги. Что делать, отель страны, в которую я направляюсь, скажет, что никаких денег от этой фирмы не получал?

- В вашем случае вы как потребитель вступаете в отношения с владельцем сайта, через который вы бронируете отель. Он как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель оказал вам услугу, и претензии предъявлять надо ему. В случае некачественного оказания услуги именно он будет нести ответственность.

 

- Почему в Беларусь нельзя заказывать товары из международных интернет-магазинов?

И. Максимук, Витебск

- Это надо у продавца спросить, почему он не включил Беларусь в список стран доставки. В принципе, сама Республика Беларусь не осуществляла никаких действий, направленных на ограничение ввоза этих товаров.

Покупайте только в «by»

- Есть ли разница между интернет-магазинами в доменной зоне «by» и других доменных зонах? Если интернет-магазин имеет домен, к примеру, «com», и при этом предлагает доставить товары по Беларуси, значит ли это, что он официально не зарегистрирован в местном исполкоме и в случае чего спросить с него будет невозможно?

Анна, Минск

- Порядок деятельности и порядок торговли с использованием электронных средств регулирует Указ президента №60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет». Он говорит о том, что деятельность по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь с использованием информационных сетей должна осуществляться в национальном сегменте сети Интернет. Это значит, что интернет-магазины, осуществляющие на территории Республики Беларусь торговлю, должны быть расположены на национальном домене «by». Если интернет-магазин зарегистрирован на другом домене, это влечет административную ответственность.

Вообще, на главной странице интернет-магазина должна быть указана информация о его владельце (наименование, адрес, режим работы) и сведения о регистрации в Торговом реестре.

- И если товар куплен в таком незарегистрированном интернет-магазине, то и с продавца тогда нельзя будет спросить?

- Покупатель, если он приобрел товар и у него имеется подтверждение приобретения, может предъявлять все претензии продавцу независимо от того способа, которым был продан товар: через интернет-магазин или через стационарный объект торговли. И если продавец осуществляет свою торговлю с нарушением законодательства, то его будут привлекать к ответственности. А то, что товар был продан через работающий с нарушением законодательства интернет-магазин, не лишает вас права предъявлять претензии по товару, приобретенному в этом магазине.

Всё через суд

- Я месяц назад выписала по телемагазину сушилку. Прислали мне ее. Получила, на почте рассчиталась. Приношу домой - она неисправна. Звоню туда. Мне сказали: мы вам пришлем новую. Присылают мне такую же. Я второй раз отправляю, прошу вернуть деньги. Говорю, не хочу никакой сушилки. Они мне в третий раз присылают сушилку.

З. Н. Дробович, Иваново

- Вам необходимо обращаться к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, который продал вам товар. И не по телефону, а письменно. Ваше письменное заявление отправляйте с уведомлением. На то, чтобы вернуть деньги, Законом «О защите прав потребителей» предусмотрено максимум 14 дней. Если вы отправляете письмо с уведомлением, вам приходит квитанция, где указано, когда оно было получено. И если проходит 14 дней со дня получения, а вам не дают ответа либо дают отрицательный ответ, то следующий этап - обращение в суд. Только суд наделен правом принудительного взыскания каких-либо денежных средств.

Не все знают, как обращаться в суд, правильно составлять документы. В каждом исполкоме есть уполномоченный по защите прав потребителей. По вашему письменному заявлению с представлением копий документов об оплате и доставке исполком будет разбираться, приглашать продавца, разъяснять ему законодательство и принимать все доступные меры для разрешения ситуации в вашу пользу. Если добровольным путем даже с вмешательством исполкома продавец откажется возвращать деньги, то исполком может бесплатно составить иск и помогать потребителю в суде. Кроме того, в связи с внесением изменений в законодательство общества по защите прав потребителей сейчас также должны оказывать помощь потребителям бесплатно. 

Кстати

 С 10 июля 2012 года изменены следующие требования о деятельности интернет-магазинов. С этого времени является обязательным:

  • предоставление покупателю возможности рассчитаться за приобретенный товар путем дистанционного перечисления денежных средств.
  • размещение на главной странице сайта интернет-магазина информации о продавце, предусмотренной Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей» и Правилами.
  • размещение на сайте интернет-магазина образцов документов, подтверждающих факт приобретения товара и порядок их оформления.
  • хранение информации о продаже товара продавцом в течение двух лет со дня продажи товара (хранение в течение 2 лет, только при дистанционном перечислении, так как документы на бумажных носителях хранятся в течение трех лет).

Кроме того, по Указу президента №450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 1 сентября 2010 года отменено лицензирование розничной торговли (за исключением розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями).

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно