33405

Деревню спасут не только фермеры и СПК, но и менеджеры по туризму и альтернативной энергетике?

 

УЧАСТНИКИ
21 Надежда КОТКОВЕЦ, 
первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия


2 Николай КОВАЛЕВ, 
исполнительный директор Минской областной ассоциации фермерских хозяйств


1 Александр ЛИШАЙ, 
глава фермерского хозяйства «Ламалс»


21_34_ Эдуард ВОЙТЕХОВИЧ, 
консультант центра развития предпринимательства деревни Комарово


21_34 Андрей ЗАВАДСКИЙ, 
эксперт просветительского общественного объединения «Фонд им. Льва Сапеги» (организация-наблюдатель в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы).

 - По официальным данным, долги АПК на начало 2010 года превысили 34 трлн. За 2009 год произведено продукции на 26,5 трлн. Объем чистой прибыли сельхозорганизаций составил 1,4 трлн. Это в 24 раза меньше долгов. Практически все сельхозпредприятия убыточны. При этом сельское хозяйство занимает пятое место в структуре расходов госбюджета. В 2009 году из бюджета на сельское хозяйство было выделено 3,5 трлн. В 2010 запланировано 3,5 трлн + 4 трлн на Программу возрождения села. Цены на отечественные продукты питания уже выше, чем в странах-соседях. В чем причина такой низкой отдачи АПК при таких высоких финансовых вливаниях?

Надежда Котковец: - Не надо бояться этих долгов. Реальных долгов – чуть больше половины от названной суммы. Чтобы понять, откуда берется двойной счет, я приведу одну из схем. Для покупки сельхозтехники у производителей, к примеру, организация «Белагросервис» берет кредиты в банке. А затем продает эту технику с/х организациям в лизинг. Получается, один долг – у «Белагросервиса» перед банком, другой долг – у с/х организации перед «Белагросервисом». Но по сути - это один долг.

Далее. Сельхозорганизации вкладывают капиталы в, например, строительство жилья на льготные кредиты под 2% на 40 лет. На первое число года это, действительно, внушительная сумма, но если разделить ее на несколько лет, то это посильные долги. Кроме того, много хозяйств сегодня получили кредиты на реконструкцию животноводческих ферм, молочных заводов. Сегодня, к примеру, 300 тысяч коров доят в доильные ведра. То есть это примитивные фермы, которые нужно сносить и строить вместо них новые. Тем более, что сегодня ставится задача увеличения производства молока, учитывая, что сельское хозяйство выходит на передовые позиции по экспорту продукции. Все это - необходимые вложения, которые со временем окупятся. Поэтому проблемные, ярко выраженные долги мы сегодня оцениваем в 2 трлн руб, а не 34 трлн.

- Видит ли ведомство пути по реформированию отрасли для ее большей эффективности?

- Сегодня эффективным может быть и малое предприятие, и интеграционный комплекс, который включает в себя производство зерна, комбикормовый завод, животноводческий комплекс и мясоперерабатывающее производство. Получается логически завершенная структура: это одно юрлицо, нет НДС на продажу зерна на комбикормовый завод, упрощается схема внутренних долгов и т.д. Например, хорошие результаты получились от присоединения ОАО «Свинокомплекс «Яечковичи» к ОАО «Дрогичинский комбикормовый завод». И не надо никого уговаривать сливаться – к этому подвела жизнь. Да, есть и негативные примеры интеграционных структур, но в целом эта схема себя оправдала.

Шоковая ситуация завершилась, ярко выраженных убыточных сельхозорганизаций нет. Что касается фермерских хозяйств, то они (2045 КФХ) производят менее 2% от всей продукции АПК. Они хорошо работают в овощеводстве, плодоводстве. Заниматься зерном фермерам в малых масштабах – невыгодно. На уровне принятия решений правительством условия хозяйствования у нас равные для всех сельхозпроизводителей. Но на местах сегодня еще присутствует субъективный фактор по отношению к фермерам: они, например, не попадают в схему обеспечения минеральными удобрениями, им сложно получить технику в лизинг.

Николай Ковалев:

- Я думаю, что относительно низкая эффективность сельскохозяйственного производства в республике не означает, что на первый план необходимо ставить его реформирование. Вначале надо сделать то, что даст эффект без какого-то увеличения государственных вложений и радикальных реформ. К основным таким направлениям можно отнести следующие меры.

21_34_02В стране наработана (хотя и требует совершенствования) определенная законодательная и нормативная база по АПК. Это своеобразные «правила дорожного движения» в данной отрасли. Однако значительная часть этих «правил» не соблюдается, в частности, в функционировании рыночных регуляторов отрасли. Или вот пример: если выделяются трактора в лизинг все время одним и тем же фермерам, у которых уже есть 3-5 тракторов, в то время как остальные их вообще не имеют, и никто не несет за это ответственность, то явно система требует совершенствования. Поэтому прежде всего необходимо строгое соблюдение работы всех законов, объединенных в эффективный механизм регулирования АПК. Во-вторых, необходимо создать реальные равные условия хозяйствования и получения государственных преференций. Да, по закону субъекты хозяйствования всех форм собственности равны. Однако, например, 70-80 % всех фермерских хозяйств не получают вообще государственных ресурсов. Проблематичными для фермеров являются вопросы получения земли, госзаказа и т.д. Значительно снижает эффективность госпреференций в АПК непрозрачность, закрытость их планирования и выделения. Устранение от данного процесса общественных организаций и бизнес-сообществ ведет к келейному распределению средств и часто по неэффективным направлениям. Например, при выделении финансовых и материальных ресурсов фермерам участие фермерских организаций в последние годы ограничено. Еще одна проблема – не включена инициатива самого крестьянина, который в сегодняшней системе АПК является по сути наемным работником. Необходимо повышать мотивацию труда каждого работника в АПК через приобщение к собственности, к конечным результатам и управлению производством, развивать предпринимательскую инициативу.

Только при создании прозрачной системы господдержки села, равных условиях для всех форм собственности и организации производства, основанной на учете интересов всех работников, появятся и получат развитие наиболее жизненные и эффективные формы, а реформирование будет эволюционным, по желанию самих сельхозпроизводителей, исходя из выгодности кооперации или интеграции, а не по указанию «сверху». Только такое реформирование даст эффект.

Предназначение 

- Каким должно быть основное предназначение АПК Беларуси на современном этапе:

  • прокормить страну собственными силами
  • сделать продовольствие дешевым и качественным (значит, открыть рынок для импорта)
  • стать значимым экспортером
  • осваивать новые ниши (экологическое земледелие, биотопливо, к примеру, и пр.)?

Надежда Котковец:

- АПК должен быть многофункциональным.

Николай Ковалев:

- Сельское хозяйство Беларуси на современном этапе должно гарантировать продовольственную безопасность страны, то есть производить основной набор сельхозпродуктов, для которых в республике имеются благоприятные условия. Необходимую продукцию, для которой нет природно-климатических условий, оправданно импортировать, направляя на это выручку от экспорта традиционной для республики сельхозпродукции. Одновременно в республике надо начинать активно заниматься органическим земледелием, то есть выращивать экологически чистую продукцию. Вообще, в погоне за «валом» надо весьма осторожно вносить большие дозы минеральных удобрений и химикатов. Для нашей страны это особенно важно, учитывая загрязнение земли радиоактивными элементами.

Александр Лишай:

- У меня несколько другое мнение. Думаю, производить в Беларуси нужно почти все, потому что различные условия могут значительно изменить ситуацию с урожайностью, ценами, и тогда республика вынуждена будет принимать условия импортеров. Лучше переплатить своим производителям, чем чужим.

В основном фермеры сталкиваются с проблемами на начальном этапе. Поскольку большинство из них не получают господдержки, то становление идет трудно, не хватает первоначального капитала, а потому многие не выдерживают и закрываются. Но традиционные хозяйства (СПК, ОАО, агрокомбинаты) просто на голом поле сразу же разорились бы. Фермеры же в основной массе выживают и развиваются. Я лично начал без денег, ничего от государства не взял, сегодня работаю нормально. Чувство хозяина, ответственность у фермеров выше. А иной нанятый председатель СПК может крепкое хозяйство за 2 года развалить, а учредители и работники не могут на него повлиять, пока вышестоящие органы госуправления не привезут нового.

Эдуард Войтехович:

- Будучи недавно в Германии, я видел там у фермера трактор с брезентовой кабиной, которые у нас уже давно не используются. Но этот трактор работает и дает прибыль хозяину, потому что сама организация труда и ответственность другая. Мое мнение - надо стараться развивать частный сектор сельхозпроизводства. Однако, на мой взгляд, это не главное. Основная проблема в том, что мы рассматриваем сельскую территорию только как сельское хозяйство. Вся экономика региона завязана на сельхозпроизводстве. А сегодня государству надо обратить внимание на комплексное развитие сельской территории, чтобы расширять экономическую структуру деревни. Нужно создавать альтернативные рабочие места. Мы в 2002 году придумали сельский туризм. Тогда это вообще не воспринималось, а сегодня - это уже госполитика. В Комарово мы придумали такую модель экономического развития сельской местности: здесь есть крупнотоварное производство, мелкотоварное, есть система переработки, есть сфера услуг (тот же сельский туризм), проекты по альтернативной энергетике. Благодаря нашим проектам в деревне прошел значимый экономический форум, один из крупных банков приезжал к нам на консультацию по развитию альтернативной энергетики. Если мы реально хотим спасти сельскую местность, нужно поддерживать такие модели и учить людей. В Германию за опытом не наездишься, нужно внутри страны это делать.

Николай Ковалев:

- Была как-то такая правительственная программа – создать в каждой области показательное фермерское хозяйство. Но это все равно, что создать куклу, если сам механизм вокруг не способствует появлению таких хозяйств естественным образом. Важнее создать стройную систему для всех, без этого модельные формирования не имеют перспективы. К созданию на селе показательных модельных хозяйств, интегрированных формирований следует подходить сдержанно, особенно если для этого необходимо выделять существенные бюджетные средства (в том числе освобождение от налогов и таможенных платежей), то есть «урезать» средства за счет других субъектов.

Эдуард Войтехович:

- Я ни разу не сказал, что нам нужны деньги. За время деятельности с 1999 года мы не получили ни одной копейки из бюджета. Я говорю о том, что государство должно поддерживать такие эксперименты, транслировать этот опыт для тех, кто хочет что-то изменить, но не знает как.

Андрей Завадский:

- Идя сюда, я задал вышеназванный вопрос своим студентам. И ни один из них не сказал, что основное предназначение АПК – накормить страну собственными силами. Зачем выращивать убыточные культуры, если испанские помидоры дешевле? Это, может, плохо, что мы теряем производственную базу, технологии, но надо смотреть на перспективу. А перспектива у нас одна - мы страна в центре Европы и не можем не интегрироваться в общий европейский рынок разделения труда, систему производства и потребления.

 

Самоуправление

- Не только экономика влияет на уровень социально-экономического развития села. Как благополучие региона зависит от модели местного управления и самоуправления?

Андрей Завадский:

- Сегодня мы видим чрезвычайную централизацию управления. Минск решает все, регион – минимум. Централизация управления и самоуправление – совершенно разные явления. Местное самоуправление – это закрепление множества полномочий на местном уровне, учет особенностей конкретной местности или региона, постановка во главу угла принципа «делай, как лучше», а не принципа «делай, как приказано». То есть не требуется гнать план, а следует исходить из местных нужд и программ развития. Теория управления говорит, что метод централизации используется в чрезвычайных ситуациях, а метод децентрализации – при благоприятном развитии общества. Сегодня никто не говорит, что мы в кризисной ситуации. Почему же мы не идем по пути децентрализации управления? Местное самоуправление, основанное на децентрализации, позволяет развязать инициативу, активность граждан по участию в управлении на собственной территории.

При этом у каждого возникает элементарное чувство сопричастности результатам гражданской деятельности, а, следовательно, и чувство ответственности. Все это, в конечном итоге, ведет к формированию правового государства, когда каждый, чувствуя свою индивидуальную ответственность, добросовестно и профессионально делает свое дело. Поэтому, на мой взгляд, первоочередные шаги реформы АПК – это развитие самоуправления на селе путем децентрализации управления и внедрение иных отношений собственности в сфере сельского хозяйства.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно