25402

Чисто и экологично? Чем сегодня посыпают улицы?

№ 1 от 4 января 2012 года 04/01/2012

Городские службы утверждают, что год от года их работа становится все более отлаженной. А как насчет безопасности для окружающей среды? Снижается ли негативное воздействие реагентов на обувь, которая в зимнюю пору страдает больше всего, и на кузова автомобилей? Чтобы прояснить ситуацию, «АиФ» пригласил к разговору специалистов:

ЭКСПЕРТЫ  «АиФ»
01_13_ghamozdik Анатолий ЖАМОЗДИК (А.Ж.), заместитель генерального директора по текущему содержанию и ремонту ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома»
01_13_aleynikova Наталья АЛЕЙНИКОВА (Н.А.), заместитель председателя Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды
01_13_sharikov Анатолий ШАРИКОВ (А.Ш.), старший научный сотрудник лаборатории рекреации на водных объектах, водоохранных территорий и гидрологических обоснований РУП «Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов»

- У нас полная готовность к работе в зимних условиях, в частности, заготовлены противогололедные материалы, недостатка в которых ощущаться не будет, - заверил Анатолий Жамоздик. - Для устранения скользкости  проезжей части в центре города и на основных магистралях уже несколько лет применяется натрий хлористый с антислеживателем и антикоррозийным эффектом. Этот противогололедный материал был разработан по нашему заказу специалистами Института общей неорганической химии НАН Беларуси: он наполовину снижает экологическую нагрузку и вредное воздействие на окружающую среду, здоровье людей, кузов автомобиля, бетонные конструкции. Для обработки улично-дорожной сети этим материалом у нас есть 28 солераспределителей немецкого и литовского производства, которые, в зависимости от состояния дорожного полотна, толщины снежного покрова и обледенения, автоматически дозируют подачу противогололедного материала. На второстепенных улицах традиционно применяется песчано-соляная смесь.

  • «АиФ»: - Анатолий Фадеевич, а когда на наших улицах будут использоваться материалы стопроцентно безвредные? Почему городские службы не закажут ученым разработать именно такие составы?

- Кстати, натрий хлористый, разработанный по нашему заказу, стоит в три раза дороже того материала, который применялся раньше. Стоимость противогололедного материала, который будет практически безвреден, за счет дорогостоящих добавок возрастет в двадцать раз. Понимаете, во что в конечном итоге это обойдется?

Не стоит думать, что дорогие экологически безвредные материалы часто применяют в мировой практике: деньги умеют считать везде. Что касается Беларуси, то сегодня у нас используется оптимальный вариант по соотношению цена - качество.

Опыт других стран

  • «АиФ»: - Но ведь в европейских странах успешно применяют гранитную крошку и щебень…

Н.А.: - Мы изучали опыт многих стран, в том числе рассматривали использование гранитной крошки и щебня, но для нас этот вариант не подходит, прежде всего, из соображения высокой стоимости.

Есть вариант использования снегоплавильных установок, но Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды такую идею не поддерживает, потому что в результате работы этого агрегата происходят большие выбросы в атмосферу.

Но, возможно, в будущем мы все равно придем к использованию снегоплавильных установок, потому что город растет, и с каждым годом все сложнее определиться с местами нахождения площадок для временного складирования снега.

А.Ж.: - Вопрос проектирования и строительства в Минске стационарных снегоплавильных пунктов, как в Москве и Санкт-Петербурге, поднимался на уровне руководства города и требует дальнейшей проработки. Принцип работы данного снегоплавильного пункта следующий: снег измельчается, растапливается в сточных водах, очищается от примесей и сбрасывается в канализацию. Такой метод эффективнее и экологичнее, чем использование площадок для временного складирования снега. С каждым годом все сложнее определить такие площадки в районах города. В настоящее время некоторые площадки размещены за МКАД, что увеличивает расстояние перевозки, а следовательно, и финансовые затраты.

Кстати, в Москве с 2000 года нет площадок для временного складирования снега («снежных свалок»). Для решения вопроса утилизации снега построены стационарные снегоплавильные пункты, а также имеются  мобильные снегоплавильные машины.

  • «АиФ»: - В этом году для временного складирования снега определены 14 площадок. Как соблюдаются требования экологической безопасности при выборе места для них?

А.Ш.: - Площадки выбираются тщательно: во-первых, на удаленном расстоянии от жилья, чтобы не доставлять беспокойства гражданам. Во-вторых, при выборе мест проводится скрупулезная научно-исследовательская работа, чтобы избежать негативного влияния на окружающую среду и здоровье человека: делаются пробы грунта, анализ воды и почвы на содержание тяжелых металлов и нефтепродуктов и т. д. Главное - не допустить просачивания загрязненной талой воды в водоемы, поэтому площадки обследуют ежегодно. В случае обнаружения превышения допустимых норм содержания нефтепродуктов места для временного складирования снега закрываются.

Хорошо, но неудобно

Н.А.: - Кстати, мы прорабатывали вопрос, чтобы перед использованием площадок засыпать их слоем торфа как сорбента. Для экологии это было бы очень хорошо, но технически осуществить оказалось тяжело.

А.Ж.: - Действительно, самосвалы, заезжающие на площадку, превращают торф в кашу, и его полезное действие сводится к нулю.

  • «АиФ»: - Так ли уж необходимо весь снег вывозить? В Швеции у королевского дворца огромные сугробы всю зиму лежат и никому не мешают.

А.Ж.: - В Швеции, да и во многих других странах Европы, снег не вывозят из городов, потому что экономят деньги, понимают, что это затратно. С другой стороны, посмотрите, как красиво в Минске, когда все чисто и убрано. Правда, нам в уборке очень мешают припаркованные автомобили. Хочу обратить внимание, что с 1 января в силу вступил указ №348 «О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации»*.


КСТАТИ

*Согласно указу, функции по выявлению транспортных средств (ТС), подлежащих утилизации, и установлению их собственников возлагаются на местные исполнительные и распорядительные органы, в ведении которых находятся земли общего пользования населенных пунктов, придомовые территории, дворы и прилегающие территории.

Поскольку утилизация ТС предполагает либо их переработку, либо дальнейшее использование владельцем, такие действия возможны только при условии снятия ТС с государственного учета в ГАИ. По этой причине указом предусмотрено, что собственнику ТС направляется извещение о необходимости убрать ТС, а также сообщается о возможности применения принудительного перемещения и помещения ТС на охраняемую стоянку.

Собственнику разъясняется порядок хранения, снятия с учета и утилизации, а также отказа от права собственности на ТС. В случае непринятия собственником ТС мер по его перемещению на охраняемую стоянку в течение месяца со дня получения извещения о возможности  принудительной эвакуации ТС составляется акт по установленной форме и осуществляется принудительное перемещение ТС на охраняемую стоянку, о чем незамедлительно информируется его собственник. В течение трех месяцев он вправе потребовать возвратить технику, при этом он должен возместить затраты, связанные с принудительным перемещением и хранением ТС. Также он обязан возместить эти затраты в случае, если им такого требования в установленный срок не заявлено.

При отсутствии в течение трех месяцев от собственника требования о возврате ТС местный исполнительный и распорядительный орган направляет в суд заявление о признании транспорта бесхозяйным и передаче в собственность административно-территориальной единицы, а также о возмещении затрат, связанных с принудительным перемещением и хранением неэксплуатируемого ТС.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно