508

Минский процесс. Беларусь укрепляется в статусе миротворческой державы

"Аргументы и факты" в Беларуси № 48 29/11/2016

Официальную позицию Минска 21 ноября в ходе встречи с делегацией Комитета по политике и безопасности Совета Евросоюза обозначил президент Александр ЛУКАШЕНКО, подчеркнув, что Беларусь всё больше воспринимается как полюс стабильности в регионе.

Президент выразил уверенность, что в современных условиях ценность Беларуси как стабилизирующего фактора в Европе будет только возрастать.

Для урегулирования отношений между Востоком и Западом белорусский лидер предложил запустить миротворческий «Минский процесс».

Площадка для переговоров

Позиция Республики Беларусь в Европе сегодня уникальна. Наша страна избежала появления на своей территории военных конфликтов и, что действительно редко для Старого Света, столкновений на религиозной и национальной почве. На улицах республики, неважно, идёт ли речь о провинциальном городе или столице, сравнительно безопасно. Нельзя не отметить, что это требует значительных капиталовложений: в статье расходов республиканского бюджета на 2017 год пункты «Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности», а также «Национальная оборона», являются одними из самых затратных.

На международной арене Беларусь выступила в качестве миротворческого государства в контексте украинского кризиса. О Беларуси за рубежом всё чаще говорят как о второй Швейцарии, или стране, соблюдающей нейтралитет и способствующей делу мира.

Экономическая опора

Швейцария, к слову, упомянута не случайно. Это государство уже давно наравне с шоколадом, часами и сыром ассоциируется у всего мира с нейтралитетом. 

В своё время лидеры конфедерации пришли к выводу, что статус нейтралитета - это своего рода гарант неприкосновенности для государства на международной арене. И эта позиция была взята за основу в вопросе формирования стратегии внешнеполитического курса. Почему бы той же позиции не придерживаться и Республике Беларусь, тем более что её географическое положение между Западом и Востоком фактически не оставляет иного выбора? При этом не должен смущать тот факт, что Беларусь образует Союзное государство с Россией и входит в Организацию договора о коллективной безопасности. Интеграция Беларуси с рядом стран бывшего СССР обусловлена сохранившимися на постсоветском пространстве тесными экономическими и культурными связями, однако она не делает нашу страну более зависимой при решении различных международных вопросов. Для сравнения: нейтральная Швейцария, хотя и не является членом ЕС, де-факто всё же не осталась в стороне от решения Запада ввести санкции против России. Это не удивительно, ведь в списке важнейших торговых партнёров конфедерации значатся США и Германия, а не Россия.

При всей привлекательности миротворческой миссии Беларуси насущным остаётся вопрос: как сделать так, чтобы наиболее влиятельные игроки международной арены и впредь продолжали считаться с нашей страной, принимая её как посредника при проведении переговоров? По всей видимости, определяющим фактором в этом вопросе будет экономическая состоятельность Беларуси. То есть важно, чтобы наравне с политическим признанием росли заработные платы, пенсии, пособия, сокращалась инфляция и т.д. Например, политический вес Швейцарии основывается на крепком экономическом фундаменте: по последним данным, размер активов среднестатистического совершеннолетнего гражданина конфедерации составляет более 560 000 долларов США.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно