4413

Все еще впереди. Интеллект крепкой выдержки

№ 14 от 31 марта 2015 года 31/03/2015

Действительно, физические возможности с годами убывают, и шансов стать, например, чемпионом по легкой атлетике уже крайне мало. Зато с интеллектуальными возможностями дело обстоит иначе.

Плюсы возраста

Психологи Джошуа Хартсхорн из Массачусетского технологического института и Лора Джермайн из Гарвардского университета  предложили 2450 добровольцам различного возраста и образовательного уровня пройти серию из 15 тестов. Выяснилось, что почти треть задач успешнее выполняли люди старше 45 и даже 55 лет.

Там, где требовались память и внимание, преуспевали молодые участники эксперимента. Например, в одном из испытаний нужно было просмотреть несколько семейных фотографий, а затем вспомнить, кто, в каких позах и в какой последовательности был на них запечатлен. Лучшие результаты здесь оказались у людей в возрасте от 18 и примерно до 35 лет.

А вот математические задачи и тесты на общие знания куда легче давались участникам старше 40 лет.  В испытании с фотографиями, когда по снимку нужно было определить, какие эмоции человек испытывал, первенство держали люди 43-58 лет.  И это при том, что задача не такая легкая, как может показаться: например, крайние степени радости, удивления или страха нередко выражаются очень сходной мимикой.

Тест на богатство словарного запаса показал, что максимума этот запас достигает после 55-65 лет - и идет на убыль лишь ближе к 80.

Фильтр «спама»

Впрочем, это не единственное исследование, которое показало, что с возрастом люди не только становятся мудрее, но и лучше справляются с поставленными задачами. Часто пожилые люди не могут запомнить какие-нибудь незначительные данные, например, имя или номер телефона, однако эта рассеянность, по мнению ученых, имеет особое значение. Таким способом мозг полнее воспринимает важную информацию, а неактуальную отсеивает.

У большинства людей с годами фокус внимания становится шире, что, в сущности, можно воспринимать как положительное изменение. По словам Шелли Карсон, психолога Гарвардского университета, рассеянное внимание «помогает увеличить общий объем информации, которую впоследствии можно будет использовать в сознательной деятельности».

В одном из экспериментов ученых приняли участие две группы испытуемых: пожилые люди старше 60 лет и студенты. Перед ними была поставлена задача - прочитать текст, в который были включены лишние слова и фразы. В то время как студенты читали текст с одинаковой скоростью, пожилые участники читали медленнее в тех местах, где значение слов касалось темы текста, они также делали акцент на «лишних» словах.

После чтения участникам были заданы вопросы, ответами для которых служили «лишние» слова из текста. Пожилые люди отвечали на эти вопросы гораздо лучше, чем студенты.

Все дело в том, считает Линн Хэшер, профессор психологии из Университета Торонто, что «пожилые люди усвоили всю дополнительную информацию в одной ситуации и могут переносить ее на другую», а это в свою очередь помогает лучше решать поставленные задачи.

Пожилые люди гораздо больше склонны расставлять приоритеты, «фильтровать» информацию по степени важности. По мнению Джеки Смит, профессора Института социальных исследований Мичиганского университета, это и есть то, что мы называем мудростью.

Ирина ПЕТРЕНКО

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно