382

В первый класс: Готов ли ребенок идти в школу?

№ 32 от 4 августа 2015 года 04/08/2015

Что лучше для ребенка, «АиФ» помогла разобраться врач-гигиенист Елена АФАНАСЕВИЧ.

Кодекс об образовании предусматривает поступление детей в школу с шести  лет.  Существуют несколько критериев определения готовности детей к обучению в школе:

  • интеллектуальная готовность - достаточно ли у ребенка знаний, необходимых для обучения, ориентируется ли он в окружающем мире, смене времен года, погодных явлениях, растениях и животных, цветах и формах, представляет ли, в какой стране живет, кто его родители. Способен ли решать логические задачи, запоминать простые последовательности, совершать математические действия, работать с литературой (даже если малыш не умеет читать, он может пользоваться книгой, представлять, зачем она нужна);
  • физическая готовность - способен ли ребенок осилить школьные нагрузки без вреда для здоровья. Может ли бегать, прыгать, делать простые гимнастические упражнения, носить рюкзак с книгами, долго сидеть или стоять;
  • моторная готовность - достаточно ли сформированы кисти рук ребенка для совершения сложных манипуляций. Умеет ли он рисовать (хотя бы срисовывать) буквы, вырезать из бумаги и наклеивать вырезанное, лепить из пластилина, закрашивать контур и обводить его. Способен ли сам справиться со шнурками и пуговицами, застежками и молниями;
  • эмоциональная готовность - в состоянии ли ребенок справиться со своими чувствами, контролировать свое поведение хотя бы какое-то время. Сможет ли высидеть полчаса урока, выполнять неинтересное задание, подчиняться требованиям педагога. Умеет ли обходиться без истерик, скандалов, выплесков агрессии в классе;
  • социальная готовность - созрел ли ребенок для жизни в коллективе. Готов ли взаимодействовать с одноклассниками, дружить с ними, заниматься совместной деятельностью, признавать их успехи и демонстрировать свои. Умеет ли отстаивать свои интересы без драк и ябедничества, договариваться в случае конфликтов. Способен ли осознавать, приемлемо ли его поведение в обществе;
  • психологически-мотивационная готовность - понимает ли ребенок, зачем ему нужна школа, почему нужно учиться и добиваться результатов. Испытывает ли интерес к занятиям, новым знаниям и навыкам, контакту со сверстниками. Стремится ли хорошо выполнять задания, отвечать на уроках, демонстрировать успехи.

Решающий фактор готовности к школе - не сами навыки, а способность ребенка осваивать их, углублять и расширять. Неважно, умеет ли малыш бегло читать или красиво писать, важно, может ли он улучшать свои достижения без запредельных усилий. Не следует забывать, что переизбыток знаний и навыков может снизить мотивацию первоклассника к учебе. Ребенок привыкнет быть впереди класса, отучится трудиться, начнет скучать на занятиях, а когда «дошкольный» багаж закончится, быстро отстанет от сверстников.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно