Психологи в ходе многолетнего исследования установили: издевательства в школе, обидные подшучивания дают о себе знать ещё 20-40 лет.
Оружие берут в руки единицы, большинство жертв школьной травли тихо страдают - порой всю жизнь. Психологи в ходе многолетнего исследования установили: издевательства в школе, обидные подшучивания дают о себе знать ещё 20-40 лет. Такие люди имеют более слабое здоровье, чаще впадают в депрессии, меньше зарабатывают, хуже ладят с окружающими... В исследовании приняли участие почти 8 тыс. человек.
Драться или сдаться?
Регулярно в Интернете появляются новые видео с издевательствами школьников над кем-то из сверстников. Вот один из последних роликов: в поселковой школе Наро-Фоминского района Подмосковья дети на перемене напали на одноклассника. От насмешек, тычков и плевков перешли к избиению руками и ногами, пока мальчишка с плачем не убежал. Таких «кино» в Сети полно.
«Ситуация травли возможна в классе, где есть два рода особых детей. Одни - потенциальные преследователи - ищут, на ком испробовать свою власть, этим детям свойственен повышенный уровень агрессивности, - говорит Елена ЖЕНОДАРОВА, руководитель школьного отдела Центра по работе с подростками «Перекрёсток» МГППУ.
- Другие - потенциальные жертвы, существенно не отличающиеся внешне дети, но которые ведут себя или общаются с другими по-особенному. Они быстро теряют контроль над ситуацией, кто-то сразу пугается, плачет, кричит, впадает в беспомощную злость. Безответность жертвы усиливает агрессию. Обычно эти дети тревожны, имеют низкую самооценку, порой недостаточное развитие интеллектуальных умений и навыков общения».
Взрослые - провокаторы?
Воспитание для школы - задача третьестепенная: главное для администрации - чтобы ученики хорошо сдали экзамены. Поэтому учителя в процесс общения учеников не вмешиваются, мол, «моя хата с краю»: пусть родители своих детей воспитывают. Директор одной из челябинских школ после появления в Интернете видео с участием её учеников отмела все претензии родителей и журналистов: мол, у ребёнка нет повреждений, это обычные детские шалости, к тому же всё произошло не на территории школы.
«Оставшаяся с советской школы привычка некоторых педагогов пристыдить, высмеять недостатки ребёнка - плохие оценки, неаккуратность или медлительность - при всём классе, дабы он быстрее исправился, делает из этих учеников потенциальных жертв насмешек и травли», - говорит Татьяна НЕСТЕРОВА, руководитель социально-психологической службы московской школы № 1173. «Не заметить, что кого-то из детей в классе постоянно унижают, невозможно, - уверена Елена Женодарова. - Учитель несёт ответственность за то, чтобы пресекать такие ситуации на корню. Какой бы ни был ребёнок «ненормальный», это никому не даёт права бить и унижать его. Но некоторые взрослые ситуацию травли поддерживают, чтобы выстраивать иерархическую структуру в классе - так детьми легче управлять. Или считают, что дети сами виноваты и самостоятельно должны справиться с проблемой. Родители часто спрашивают: надо ли учить давать сдачи? Надо! Надо учить ребёнка постоять за себя. Если обидчик сильнее, попросить помощи у взрослых. Хуже, если ребёнок будет просто беспомощно плакать, это ещё больше распаляет преследователей. Ещё один совет - развивать у ребёнка навыки общения со сверстниками и взрослыми».
Как понять, что ребёнка в школе обижают:
- Неохотно идёт в школу или пытается прогуливать
- Возвращается из школы подавленный
- Неразговорчивый и скромный ребёнок после школы становится возбуждённым и много говорит
- Часто плачет без причины, необязательно после школы
- Никогда не упоминает в разговоре одноклассников, мало говорит о школе
- Если не записал домашнее задание, не знает, кому позвонить из одноклассников
- Никогда никого из одноклассников не приглашает домой в гости или на день рождения
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть