Реакция эмансипации. Проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших – родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Ее проявления весьма разнообразны и ощущаются в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать по-своему, быть самостоятельным.
Реакция группирования со сверстниками. Маленькие дети охотно тянутся к старшим, часто даже предпочитают их ровесникам. Подросткам же, наоборот, свойственно почти инстинктивно группироваться со сверстниками. Подростковые группы проходят через всю историю человечества от первобытного общества и древней Спарты до современных геймеров, готов и т. д.
Хобби-реакция. Если не у всех взрослых есть какое-то хобби, то для подростка увлечения крайне важны. Подростковый возраст без них подобен детству без игрушек.
Сами вы…
Реакция оппозиции. Может быть вызвана чрезмерными претензиями к ребенку, непосильной для него нагрузкой – требованиями отлично учиться, проявлять успехи в каких-либо занятиях (музыке и т. п.). Но чаще эта реакция бывает следствием утраты или резкого уменьшения внимания со стороны матери или других близких. У подростка ту же реакцию может вызвать появление в семье отчима или мачехи. Ребенок разными способами пытается или вернуть прежнее внимание к себе (например, представляясь больным), или досадить «сопернику», избавиться от того, на кого переключилось внимание близких.
Проявления этой реакции весьма разнообразны - от прогулов и побегов из дома до краж и попыток самоубийства, чаще всего несерьезных и демонстративных. При этом и прогулы, и побеги имеют целью либо избавиться от трудностей, либо привлечь к себе внимание. Чтобы вернуть утраченное внимание, подростки используют нарочитое бравирование алкоголизацией, вызывающе ведут себя в общественных местах и т. п. Все эти поступки как бы говорят родным: «Обратите на меня внимание!»
Реакция имитации. Сказывается в стремлении подражать во всем определенному лицу или образу. Дети чаще всего подражают родным или старшим людям из ближайшего окружения, позднее – героям книг и кино. Подростки чаще имитируют поведение ярких товарищей или кумиров молодежи.
Всем докажу
Реакция компенсации. Это желание свою слабость и неудачливость в одной области восполнить успехами в другой. Болезненный, хилый, физически слабый мальчик, предмет насмешек на уроках физкультуры, не способный постоять за себя в драке, компенсирует это отличными успехами в учебе и поражает энциклопедическими знаниями в областях, интересующих товарищей. В итоге они вынуждены признать его определенный авторитет. И наоборот, трудности в учебе могут компенсироваться безрассудно «смелым» поведением, предводительством в озорстве, т.е. стать причиной нарушений поведения.
Реакция гиперкомпенсации. Подросток настойчиво и упорно добивается результатов именно в той области, где оказывается слабым. Присущая с детства робость в силу гиперкомпенсации может толкнуть его на отчаянные и безрассудные по смелости действия, которые со стороны иногда кажутся банальным нарушением поведения.
Елена ЧИРИКИНА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть