Реакция эмансипации. Проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших – родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Ее проявления весьма разнообразны и ощущаются в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать по-своему, быть самостоятельным.
Реакция группирования со сверстниками. Маленькие дети охотно тянутся к старшим, часто даже предпочитают их ровесникам. Подросткам же, наоборот, свойственно почти инстинктивно группироваться со сверстниками. Подростковые группы проходят через всю историю человечества от первобытного общества и древней Спарты до современных геймеров, готов и т. д.
Хобби-реакция. Если не у всех взрослых есть какое-то хобби, то для подростка увлечения крайне важны. Подростковый возраст без них подобен детству без игрушек.
Сами вы…
Реакция оппозиции. Может быть вызвана чрезмерными претензиями к ребенку, непосильной для него нагрузкой – требованиями отлично учиться, проявлять успехи в каких-либо занятиях (музыке и т. п.). Но чаще эта реакция бывает следствием утраты или резкого уменьшения внимания со стороны матери или других близких. У подростка ту же реакцию может вызвать появление в семье отчима или мачехи. Ребенок разными способами пытается или вернуть прежнее внимание к себе (например, представляясь больным), или досадить «сопернику», избавиться от того, на кого переключилось внимание близких.
Проявления этой реакции весьма разнообразны - от прогулов и побегов из дома до краж и попыток самоубийства, чаще всего несерьезных и демонстративных. При этом и прогулы, и побеги имеют целью либо избавиться от трудностей, либо привлечь к себе внимание. Чтобы вернуть утраченное внимание, подростки используют нарочитое бравирование алкоголизацией, вызывающе ведут себя в общественных местах и т. п. Все эти поступки как бы говорят родным: «Обратите на меня внимание!»
Реакция имитации. Сказывается в стремлении подражать во всем определенному лицу или образу. Дети чаще всего подражают родным или старшим людям из ближайшего окружения, позднее – героям книг и кино. Подростки чаще имитируют поведение ярких товарищей или кумиров молодежи.
Всем докажу
Реакция компенсации. Это желание свою слабость и неудачливость в одной области восполнить успехами в другой. Болезненный, хилый, физически слабый мальчик, предмет насмешек на уроках физкультуры, не способный постоять за себя в драке, компенсирует это отличными успехами в учебе и поражает энциклопедическими знаниями в областях, интересующих товарищей. В итоге они вынуждены признать его определенный авторитет. И наоборот, трудности в учебе могут компенсироваться безрассудно «смелым» поведением, предводительством в озорстве, т.е. стать причиной нарушений поведения.
Реакция гиперкомпенсации. Подросток настойчиво и упорно добивается результатов именно в той области, где оказывается слабым. Присущая с детства робость в силу гиперкомпенсации может толкнуть его на отчаянные и безрассудные по смелости действия, которые со стороны иногда кажутся банальным нарушением поведения.
Елена ЧИРИКИНА
Научиться говорить с детьми. 4 важных правила общения для родителей
Когда и как учить ребёнка читать
Почему спокойный сын-подросток вдруг стал агрессивным?
Любопытство или протест? Почему подростки начинают пить и курить
Чем опасно раннее развитие и когда можно учить ребёнка читать?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть