Прежде чем вывести собственную формулу успеха в отношениях с детьми, по признанию Акима Тышко, он прошел непростой путь родительских ошибок и разочарований, компромиссов и побед.
Поначалу в основном действовал интуитивно, руководствуясь идеей «так правильно и лучше для ребенка». Постепенно научился принимать индивидуальность каждого из четверых сыновей, понимать их тревоги и радости, разделять интересы и, главное, доверять. И на это потребовались время и опыт.
О том, как строить и сохранять с детьми доверительные отношения, рассказал многодетный отец, известный белорусский баритон, экс-солист вокальной группы «Чистый голос» Аким ТЫШКО в рамках информационно-просветительской кампании по повышению важности охраны психологического благополучия среди детей, подростков и их родителей, которая реализуется Министерством образования Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь при экспертной и технической поддержке ЮНИСЕФ в Беларуси.
Пример родителей
Когда 17 лет назад Аким впервые стал отцом, в помощь ему были пример собственных родителей и их советы. Поэтому себя видел строгим наставником с непререкаемым авторитетом. Отношения со старшим, а позднее и со вторым сыном, выстраивал в соответствии с этим образом. Результат у такого воспитательного подхода, конечно, был, но несколько не тот, которого в идеале хотелось: сохранялась дистанция, росло непонимание, а просьбы часто выполнялись через сопротивление и конфликт.
Тогда и возникла осознанная потребность изменить ситуацию – постараться стать для своих детей прежде всего другом, надежным и мудрым. И предпринятые усилия сработали – теперь Аким уверен, что ему удалось выстроить по-настоящему доверительные отношения и с 17-летним Данилой, и с 15-летним Всеволодом, и с 13-летним тезкой, и с младшим Марком (6 лет).
- Умеете ли вы «считывать» настроение ребенка? По каким признакам вы узнаете, что ребенок огорчен/встревожен/подавлен?
- Теперь определенно умею – вижу настроение каждого сразу, хоть и проявляется оно по-разному. Всегда понятно, что «что-то случилось или беспокоит», и по мимике, и по поведению. Например, когда расстроен, самый старший отвечает односложно, мрачнеет, другой – еще больше «закрывается», уходит к себе и предпочитает отмалчиваться, младшие либо выкладывают все сразу, либо рассказывают позже, когда проблема разрешилась или сама собой отпала. И в этом проявляется и разница в возрасте, и в характерах.
- Что предпринимаете, когда замечаете такие перемены? Выступаете ли вы инициатором разговора с сыном?
- Спрашиваю, что случилось, не хочет ли поделиться. Часто начинаю разговор первым. Главное – делать это ненавязчиво.
Чего делать не стоит
- С чего начать непростой разговор и чего точно делать не стоит?
- Просто спросить, проявить искреннюю готовность выслушать. Важна именно искренность, потому что это и про взаимное доверие, и про негласное обещание отца быть рядом, помочь, дать простой совет, если понадобится, или направить, приведя пример разрешения схожей ситуации из собственного детства. Считаю, что ни в коем случае нельзя добиваться ответа, настаивать. И уж, конечно, нельзя обесценивать услышанное от ребенка, каким бы незначительным оно ни казалось взрослому.
- Из вашего опыта, что особенно огорчает/тревожит ваших детей?
- Старшие сейчас озабочены своим будущим, ищут призвание. Данила пробует себя в ИТ и моделинге, а Сева стал гораздо больше внимания уделять учебе и за полгода значительно улучшил средний балл. Младших глобальные вопросы в силу возраста пока не волнуют, а еще они более открыты миру, поэтому, к счастью, переживания в основном ситуативны и недолги.
- Была ли ситуация, разрешить которую либо сформировать у ребенка правильное отношение к ней вы помогли?
- Приведу 2 примера. Один из старших сыновей переживал, что у него, в отличие от ровесников, почти нет друзей. Я обратил его внимание, что часто количество людей вокруг – это больше о популярности, а вот поддержка, умение радоваться твоим успехам и искренне сопереживать неудачам – как раз о качестве отношений. Важно ценить и беречь именно их. А еще напомнил, что и у нас с мамой друзей немного, зато какие замечательные! И сын согласился с этим.
2-й пример. Когда старшему было 15, он получил предложение о работе за тысячи километров от Минска. Речь шла не только о том, что далеко и один, но и о том, чтобы несколько месяцев со многими вопросами справляться самостоятельно. Сын заверил, что готов взять на себя такую серьезную ответственность. Нам с супругой также предстояло принять очень непростое решение: довериться и отпустить либо удерживать рядом, сохранив собственное спокойствие и привычный уклад. Мы поддержали, и сын оправдал наше доверие! Более того, эта ситуация позволила нам всем повзрослеть, сблизиться, стать настоящими друзьями.
С ребенком важно разговаривать!
- Почему, на ваш взгляд, нужно и важно разговаривать с ребенком о том, что его беспокоит/тревожит/огорчает?
- Считаю, что особенно важно не пропустить момент, когда у ребенка случилась неприятность, неудача, возник страх, и он переживает это. Ведь часто многие детские проблемы можно решить в моменте либо быстро нивелировать вероятные последствия. А вот игнорирование беспокойств и огорчений – это верный путь к действительно серьезным страхам, зажимам и комплексам, последствия от которых непредсказуемы. Поэтому, повторюсь, нужно и важно общаться с детьми – это помогает лучше понимать друг друга, быть ближе.
- Почему, на ваш взгляд, важно участие отца в непростых ситуациях?
- Думаю, это нормально, когда дети видят в своем отце человека, который может буквально всё, который дает им безусловное чувство защищенности, уверенности в завтрашнем дне. Папа – первый пример, как по-мужски себя вести, относиться к близким, к окружающим, обстоятельствам, трудностям. И еще есть темы, которые иногда проще обсудить именно с отцом. Тут ты и друг, и мудрый наставник, и советчик, и опора, и единомышленник.
- Что лично вам дает переживание/преодоление таких ситуаций? Возможно, вы тоже чему-то учитесь?
- Прежде всего опыт, который важен и для общения с младшими детьми, и для переосмысления своих детских историй и отдельных моментов из взрослой жизни. Научившись слушать сыновей, я получил те отношения с ними, к которым стремился: доверительные, уважительные, дружеские.
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА
- Роль отца очень важна в воспитании ребенка любого возраста, – уверена психолог минского Центра, дружественного подросткам, «Успех» Лариса ГАПОНОВА. - Папа оказывает всеобъемлющее влияние на восприятие мира и ориентацию в нем, помогает в сепарации от матери. Отцовское поведение и отношение влияет на чувство безопасности и защищенности ребенка, уверенность в своих силах, принятие себя, осознание сценариев личных отношений – детско-родительских, между мужчиной и женщиной.
Стать отцом и быть им – не одно и то же. Отцовство выражается, создается и открывается не в момент рождения, а шаг за шагом в течение времени, в отношениях между отцом и ребенком.
К сожалению, в современном обществе присутствует феномен «отсутствующего отца», когда усиливается роль мамы в жизни ребенка или подростка. У детей, которые растут без отцовской фигуры, часто бывают эмоциональные проблемы, чувство тревоги, депрессия, низкая самооценка. Они более склонны к агрессивному поведению. Поэтому, если в семье сложилась ситуация, что папы нет рядом, очень важно создавать для ребенка положительный образ отца. Его фигуру может заменить другой мужчина, который будет искренне вовлечен в его воспитание. Это может быть родственник, дедушка, тренер, педагог. Нравится нам это или нет, родительский и отцовский сценарий запечатлен в нашем сознании как некий образец для подражания, фундамент или каркас, на котором строится наша индивидуальная модель семьи.
Мы понимаем, что идеальных отцов не существует, но есть достаточно хорошие отцы, которые защищают ребенка, устанавливают границы и правила, хвалят, гордятся своими детьми, играют с ними, учат, занимаются какими-то общими делами, являются предметом гордости для ребенка, проявляют нежность и уважение к маме.
Даже если по всем этим пунктам у вас есть небольшой опыт, он ценен и важен. Именно из таких моментов складываются ресурсы ребенка – сила и радость жить.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть