220

«Я тебя слышу!». Как научиться находить общий язык со своим ребенком

"Аргументы и факты" в Беларуси № 51. Цвет настроения - зеленый! 19/12/2023

Почему мама срывается на ребенке? Что с этим делать? Как прийти к взаимопониманию с малышом без истерик?

Советы читателям еженедельника «АиФ» дает практикующий психолог и популярный блогер Ника БОЛЗАН.

Качая на руках своего малыша, каждая молодая мама наверняка думает, что вот она-то никогда не будет кричать на него. Но ребенок подрастает. Начинает разбрасывать игрушки, прыгать по лужам, не хочет одеваться, пытается съесть пластилин, и в итоге однажды мама срывается.

По словам Ники Болзан, как правило, причина крика и агрессии - не сам ребёнок, а завышенные ожидания мамы, ее усталость и фрустрация.

«Например, мама просит ребенка собрать игрушки. Малыш на просьбу не реагирует. Мама злится. Но причина не в игрушках, а в том, что любимое чадо не делает так, как хочет мама. От этого родитель теряет чувство контроля, а раздражение только усиливается, - поясняет эксперт. - И здесь необходимо работать с мамой, анализировать её детство и отношения с родителями. Потому что паттерны поведения во взрослой жизни формируются в детстве. Это в первую очередь воспитание и взаимоотношения сродителями».

Ника Болзан отмечает, что психически здоровый ребёнок не обязан по щелчку слушать маму. Более того, чем больше малыш пытается отстоять своё мнение, тем больше развита у него эмоционально-волевая сфера. И задача родителя - научить его регулировать, понимать и выражать эмоции в приемлемой форме.

Не идеальная картинка

Еще одна очень важная причина того, что женщина срывается, - завышенные ожидания от материнства, которое современное общество очень идеализирует. Маме надо успевать все и даже больше. Проблему усугубляют и социальные сети. Там мы видим идеальную картинку: успешная мама всегда прекрасно выглядит, успевает работать, учиться, развивать детей. И на этом фоне у нее формируется чувство упущенной жизни. Однако стоит помнить, что в реальности не все так идеально.

Но это лишь одна сторона медали. В жизни чаще всего бывает по-другому. Об этом стоит помнить.

ПРАВИЛА ДОМА

Любой психически здоровый ребенок должен бегать, смеяться, громко разговаривать. Нет ничего противоестественного в том, что он не спешит делать то, что вы ему сказали. Напротив, если он молниеносно выполняет все ваши просьбы, значит, вероятно, с ним что-то не так: личность подавлена либо у него есть какие-то психические отклонения. При этом существуют определенные правила коммуникации, которые помогают все-таки «достучаться» до ребенка.

Ника Болзан советует ввести «правила дома». В каждой семье они свои. Например, после игры надо убирать игрушки за собой, чистить зубы, мыть руки перед обедом и др.

Правила дома должны совпадать и у мамы, и у папы. Это важно.

Лучше всего эти правила вводить в двухлетнем возрасте. Именно в этот период у ребёнка формируется понимание причинно-следственных связей.

Популярная ошибка родителей - требовать от малыша того, что он не понимает. Есть важное условие - прежде чем начать что-то требовать, будь уверен, что правило усвоено.

Дети - это зеркало родителей. Поэтому взрослым нужно показывать всё на своём примере. А чтобы в следующий раз ребенок делал то, что от него требуется, с удовольствием, обязательно подкрепляем действие похвалой, так мы формируем позитивную ассоциацию. «Например, ребенок собрал три игрушки, а не 30. Тут важно отметить и выделить хорошее, а не плохое. Мы говорим ему: «Какой же ты молодец, что собрал три игрушки! А давай вместе остальные соберем», - советует Ника Болзан.

На одном языке

Еще одна распространённая ошибка родителей - неправильное донесение информации до малыша. В представлении взрослого любая его просьба должна быть исполнена ребенком сиюминутно. Только здесь мы снова забываем, что имеем дело не с ровесником.

Взрослый доносит информацию на уровне взрослого. Хотя иному взрослому некоторые моменты нужно объяснять не раз. А мы от несформировавшейся личности, ребенка, требуем 100%-го понимания и послушания!

С детьми все обстоит иначе. Чтобы ребёнок услышал, не говорите с ним сверху вниз. Присядьте на один уровень и установите зрительный контакт. Возьмите за руку. Формулируйте простые предложения с расстановками. Используйте эмоциональный компонент в игровой форме, потому что аргументов до 6-7 лет ребёнок не понимает.

Например, если вы скажете: «Давай соберем игрушки, потому что они разбросаны, дома беспорядок», для ребенка это не аргумент. А вот другая формулировка: «Собери, пожалуйста, за собой игрушки, потому что у каждой игрушки свой домик, а если они в другом месте, они расстраиваются. Они хотят спать в своем домике». И только с таким комплексным подходом система будет работать.

«Ну и самое важное - нужно учиться понимать своего ребёнка. Какой он, этот человечек? Быстрый или медленный, любит он гречневую кашу или нет, нравятся ему танцы или футбол. Только мама и папа могут по крупинкам собрать этот пазл и создать из него целостную картину», - резюмирует эксперт.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно