Некоторые пенсионеры, выходя на заслуженный отдых, сталкиваются с проблемами социализации, что зачастую вызывают апатию и уныние. Однако некоторые отрекаются от этого, продолжая жить активной социальной жизнью. Например, начинают изучать иностранный язык.
«АиФ» поговорил с преподавателем и студентом университета третьего возраста, чтобы узнать, тяжело ли вновь садиться за парту после 60 лет.
Преподаватель
Маргарита САХАРОВА, волонтер университета третьего возраста, четыре года преподает испанский язык.
- Расскажите про университет третьего возраста?
- Это социальный проект ОО «Белорусская ассоциация социальных работников», реализовывать который помогают партнеры и волонтеры. Огромное количество волонтеров начинают преподавать со студенческих лет, как и я: пришла в начале четвертого курса своего университета. У нас в стране много людей пенсионного возраста и основная направленность нашего университета идет на социализацию таких людей, на поддержание их активной позиции. Количество студентов меняется каждый год, но в среднем занятия посещают более 700 человек. Волонтеров ежегодно привлекают около 100 человек. Но из-за проблем, в связи с учебными помещениями, университет, к сожалению, не может принять всех желающих на курсы. Занятия бесплатны, но слушатели могут сделать пожертвование. Это исключительно добровольно.
- Сложно ли в пенсионном возрасте учить иностранный язык?
- Есть такой стереотип, что людям пожилого возраста тяжело обучаться. Из аргументов приводят то, что память не та, что, возможно, рассеяно внимание и так далее. Но это все стереотипы, которые моя группа разрушала и продолжает разрушать чуть ли не с каждым занятием. Не каждый пенсионер может бросить какие-то свои дела и посвятить свое время дополнительному изучению иностранного языка, невзирая на физические проблемы со здоровьем, от которых с возрастом никуда не денешься. Моя группа показывает исключительно положительный результат: и говорят, и пишут, и стараются смотреть фильмы на испанском языке.
- Разнится ли подход в преподавании языка пенсионерам от преподавания детям?
- Я преподавала в школе и, сравнивая, могу сказать, что есть свои нюансы. К детям нужно относиться как к взрослым. Тогда они чувствуют важность, появляются серьезность и стремление к обучению. С пенсионерами работает иной подход. Им нравится, когда к ним относятся как к детям. Это из разряда фраз: «Что за болтушки? Сейчас рассажу», «Вызову внуков для беседы» и прочее. Иногда нужно игриво похлопать по столу, чтобы привлечь их внимание. Замечаю, как им это нравится. Они словно расцветают. Это объясняется тем, что не всегда они приходят за какими-то академическими достижениями, нет особой цели выучить язык на уровне В2, например. Они хотят почувствовать себя моложе, снова сесть за парту, познакомиться с новыми людьми, у которых с ними общие цели и интересы.
- Для чего еще пенсионеры приходят изучать иностранный язык?
- Многие преследуют цель - профилактику Альцгеймера, профилактику психологических заболеваний, включая проблемы с памятью. Кто-то изучает для путешествий. У кого-то дочь вышла замуж за иностранца, и мама просто хочет пообщаться с зятем и с его родственниками. Но большая часть приходит, чтобы получить общение, которое, возможно, не всегда удается получить за стенами университета.
Студент
Тамара Василевская, 67 лет.
- Какой язык изучаете и для чего?
- Я изучаю английский потому, что люблю бывать в различных странах, а для этого необходимо знание языка. На пенсии мне было интересно чем-то оживить свою жизнь, привнести в нее нечто новое. Еще есть очень много хорошей английской музыки. И теперь я не только слушаю мелодию, но и понимаю то, о чем поется в песне. Это тоже доставляет большое удовольствие.
- Трудно ли вам изучать иностранный язык?
- Я не могу сказать, что это очень тяжело. Самая главная тяжесть, как и в любом возрасте, – заставить себя. Если ежедневно заниматься, что-то делать, вообще проблем никаких не будет. Но и у пожилых, и у молодых всегда мелькают мысли, что "я все выучу завтра". Это ошибка: откладывать что-то никогда не нужно. И если заниматься регулярно, то все будет осваиваемо. А если запускаешь и готовишься в день занятий, то тогда возникают сложности. Большинству, как я замечаю, труднее всего дается грамматика. Но мы стараемся учиться, в этом очень помогает и наш наставник.
- Какой он?
- Нашего волонтера-наставника зовут Варя. Ей 25 лет, но пришла она к работе на последнем курсе своего университета в 21 год. У нее фантастическое знание языка, мягкое произношение, да и она сама очень хороший человек. Существует договоренность между университетом и волонтерами – занятия проходят раз в неделю. Но, немного познакомившись с нами, она предложила заниматься с нами два раза в неделю. Причем это за счет ее времени, бесплатно. У нее всегда интересные занятия с шарадами, играми. А сколько раз она повторяет нам одно и то же! Ей явно с нами сложнее, чем с молодежью, но тем не менее, работая в другом конце города, с пересадками, она едет к нам для занятий. Мы ее обожаем. На все выдумки с нами идет, всегда делает на праздники какие-то маленькие подарочки.
- Видимо, у вас очень хороший коллектив.
- Да, у нас сложился коллектив уже хороших знакомых. Мы всегда отмечаем в группе праздники, поздравляем друг друга, стараемся сделать это необычно: стишок, песня. Посещаем театр. В процессе изучения поем песни на английском языке, разыгрываем небольшие сценки. Курсы дают нам социальную активность, новые знакомства. Когда тебе уже столько лет, те люди, с которыми ты общался, как говорится: «Иных уж нет, а те еще далече». Из-за этого узок круг этих революционеров, как говорил дедушка Ленин. Понятно, что уже на улице ты нигде просто так не познакомишься, поэтому курсы иностранного языка - это дополнительный коммуникационный коридор, где ты можешь найти себе очень приятных и хороших знакомых. С предложения нашего педагога участвуем в посткроссинге. Некоторые из нас отнеслись к этому напряженно, мол, писать какому-то чужому человеку? Зачем? А потом все вошли во вкус, с нетерпением ждем новых открыток. Однако из-за коронавируса переписка прекратилась: все сидели дома, банально не могли купить и отправить открытку. Но надеемся, что все восстановится.
- Откуда приходила самая удивительная открытка?
- Мы получали очень много теплых слов о своей группе от иностранцев из разных уголков мира. Но самая удивительная и трогательная открытка, на мой взгляд, была из Голландии. Женщина, с которой мы переписывались, каждому из нас прислала небольшие сувениры: чайная ложка, на конце которой эмаль с достопримечательностями Голландии. К такому подарку каждому прилагалась уникальная открытка с теплыми словами. Это было очень мило.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть