117

Не просто вид спорта. Плавание как инструмент реабилитации

Здесь можно не только научиться плавать, но восстановиться после травм, улучшить физическое состояние.
Здесь можно не только научиться плавать, но восстановиться после травм, улучшить физическое состояние. Из личного архива

Не секрет, что плавание – это не просто вид спорта, а инструмент развития, инклюзии и реабилитации. Поэтому в последнее время мы всё чаще слышим о растущем интересе к инклюзивным программам и использовании соответствующих методик работы с разными категориями учеников.

Но куда можно обратиться, если нужно не просто научиться плавать, а, например, пройти курс реабилитации после травм или восстановления после болезни? Об этом рассказал основатель школы плавания «Piranha», тренер Александр КОЛОТЫГИН.

– Александр, расскажите, пожалуйста, чем тренировки в вашей школе плавания отличаются от других подобных школ?

Несмотря на то, что в школе плавания «Piranha» (тренировки проходят по адресу в Минске: пр. Победителей, 109, плавательный комплекс БГУФК) процесс обучения строго структурирован, при этом мы используем гибкий подход, чтобы учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Каждая тренировка начинается с разминки на бортике бассейна. Для детей разминка включает игровые упражнения на растяжку, которые помогают разогреть мышцы и подготовиться к занятию. Взрослым чаще предлагаются дыхательные упражнения, снимающие напряжение и подготавливающие к работе в воде.

После разминки тренер всегда заходит в воду вместе с учеником. Этот подход кардинально отличается от практик большинства европейских школ, где тренеры обычно остаются на бортике, наблюдая за процессом со стороны. Присутствие тренера в воде позволяет не только создать ощущение безопасности, но и обеспечить непосредственную помощь в сложные моменты. Это особенно важно для начинающих учеников, которые часто испытывают страх перед водой.

Основная часть занятия строится на сочетании повторения и освоения новых навыков. Прежде чем перейти к следующему этапу, тренер помогает ученику закрепить уже изученные элементы. Например, если на прошлом занятии ребёнок учился держаться на воде, тренировка начинается с повторения этого навыка. Для учеников с особыми потребностями применяется тактильная помощь: тренер помогает руками воспроизвести правильное движение или добавляет усилие, чтобы ученик почувствовал амплитуду.

Фото: Из личного архива

Далее идёт освоение новых элементов, таких как дыхание с опусканием лица в воду для начинающих или отработка техники гребка для более продвинутых. Если ученик сталкивается с трудностями, тренер использует визуальные подсказки, например, плакаты или видеозаписи, которые помогают лучше понять технику движения. Такой подход сочетает в себе лучшие мировые практики: европейские методы наблюдения и анализа сочетаются с американской технологичностью и дополняются уникальной белорусской практикой работы тренера непосредственно в воде.

Заканчивается тренировка закреплением всех изученных навыков, чтобы ученик чувствовал уверенность в своих достижениях. Это особенно важно для детей с особыми потребностями, таких как аутизм или СДВГ, поскольку регулярные повторения помогают снизить уровень тревожности и укрепить приобретённые навыки.

– То есть, во время тренировки ученики под постоянным контролем?

– Да. Ведь ключ к успеху — это постоянное внимание к ученику и готовность адаптировать методы под конкретную ситуацию. Например, для детей с особыми потребностями важны тактильные ощущения, поэтому тренер сопровождает их в воде, помогая двигаться. А для взрослых в процессе реабилитации программа составляется с учётом физических ограничений, чтобы восстановление шло без стресса для организма.

Фото: Из личного архива

Отмечу ещё раз, что мы сделали акцент именно на индивидуальном подходе. Для нас важно, чтобы каждый ученик чувствовал себя уверенно и видел прогресс.

Такой подход уже дал результаты. Многие наши ученики научились преодолевать страх воды, освоили базовые техники плавания и даже начали участвовать в соревнованиях. Успехи детей и взрослых вдохновляют тренеров на дальнейшее развитие методик, делая плавание доступным и эффективным для всех.

– Вы могли бы подробнее рассказать, как разрабатывалась программа реабилитации, которая применяется на уроках в вашей школе?

– Прежде чем разрабатывать собственную программу реабилитации, команда школы изучила последние научные исследования в этой области. Были проанализированы данные о пользе гидротерапии, опубликованные в ведущих медицинских журналах, и изучены практики реабилитационных центров Европы и США. Некоторые из наших методик привлекли внимание международных коллег, и мы провели мастер-классы и тренинги для тренеров из России, Грузии, Армении, Турции, США. Эти подходы адаптированы под условия разных регионов, и их элементы уже успешно применяются в России и Грузии. При этом мы уделяем большое внимание адаптации этих практик под наши уникальные условия и потребности учеников, что позволяет сделать их максимально эффективными в контексте нашей работы.

Фото: Из личного архива

После внедрения новых методик команда школы уделяет большое внимание их мониторингу и анализу эффективности. Отзывы учеников и их родителей, результаты тренировок и реабилитации помогают выявить наиболее успешные подходы. Эти наработки становятся не только основой для внутреннего обучения тренеров, но и предметом обсуждения с профессиональным сообществом.

– Недавно вы выступили на международном научном конгрессе в БГУФК в Минске с докладом на тему «Особенности методики обучения плаванию детей с нарушением зрения». Это мероприятие собрало представителей ведущих представителей спортивных и образовательных организаций Беларуси, России, Казахстана, Японии, Узбекистана, КНДР и Кубы. О чём рассказали аудитории?

– О достижениях нашей школы, которые стали возможны благодаря глубокому анализу и практическому применению адаптивных подходов. Мы добились того, что более 70% наших учеников с нарушением зрения смогли освоить базовые навыки плавания, такие как удержание на воде и координация движений, в течение первых трёх месяцев занятий. Это очень хороший результат.

Кроме того, тренеры школы смогли разработать упражнения, которые помогли слабовидящим детям значительно улучшить пространственное ориентирование. Например, использование звуковых сигналов и специальных маркеров в бассейне позволило детям быстрее адаптироваться к воде и развить уверенность в движениях.

Мы показали, что дети даже с тяжёлыми нарушениями зрения могут не только плавать, но и делать это осознанно, с пониманием своего положения в пространстве. Это достижение стало настоящим прорывом для многих семей, которые не верили, что их ребёнок сможет справиться с такими задачами.

Также была разработана техника для обучения детей правильному дыханию, что ранее считалось одной из самых сложных задач при работе с этой категорией учеников. Более 60% детей, посещающих занятия, смогли освоить её уже на первых этапах обучения.

Что касается программы реабилитации, то она начинается с самых простых упражнений, которые тренер выполняет вместе с учеником. Такой подход помогает регулировать амплитуду движений и учитывать индивидуальные потребности каждого.

Кстати, такая тактильная помощь особенно важна для детей с аутизмом или СДВГ. Вода успокаивает их, а упражнения помогают укрепить тело и развить координацию.

Фото: Из личного архива

– Насколько эффективны упражнения в воде для пациентов с ДЦП и другими заболеваниями?

– Методика реабилитации в воде особенно эффективна для работы с детьми с диагнозом ДЦП. Для них упражнения в воде – это уникальная возможность улучшить мышечный тонус, развить координацию движений. Вода минимизирует нагрузку на суставы, что делает процесс менее болезненным и более комфортным для таких детей.

Благодаря занятиям также наблюдаются хорошие результаты у людей, восстанавливающихся после травм позвоночника. Вода становится не только поддерживающей средой, но и пространством для постепенного возвращения подвижности.

Значительное внимание в школе уделяют людям, проходящим восстановление после ортопедических травм, например, переломов конечностей. Упражнения в воде помогают безопасно разработать суставы и мышцы, не создавая лишнего давления.

Реабилитация в воде также незаменима для восстановления после инсульта. Упражнения помогают вернуть двигательную активность, постепенно уменьшая последствия паралича. Для таких учеников занятия строятся с учётом их физического состояния, чтобы избежать переутомления и создать комфортные условия для работы.

Сложившийся подход не был создан за один день: он стал результатом множества экспериментов, проб и анализа обратной связи от учеников и их семей. Родители и сами пациенты часто отмечают, что занятия не только улучшают физическое состояние, но и возвращают веру в собственные силы и желание двигаться дальше.

Мы видим результаты каждый день, и они вдохновляют нас работать дальше. Одним из самых ярких достижений стало восстановление подростка с диагнозом ДЦП. После полугода занятий он не только улучшил координацию движений, но и научился самостоятельно стоять без опоры, что стало огромным прорывом для него и его семьи.

Другой случай связан с ребёнком, который с раннего возраста боялся воды. Уже спустя месяц занятий он уверенно держался на воде, а через три месяца освоил технику ныряния, став одним из самых активных участников детских соревнований в школе.

Среди взрослых результатов также немало примеров, которые впечатляют. Один из учеников, восстанавливающийся после травмы позвоночника, благодаря занятиям в воде вернул себе способность свободно двигаться. Сегодня он снова активно занимается спортом и планирует участвовать в соревнованиях среди любителей.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно