4667

Тренажёр для мозга. Зачем детям математика?

№ 47 от 17 ноября 2015 года 17/11/2015

Посчитаем в уме

То, что занятия математикой положительно влияют на развитие ребёнка, подтверждено исследованиями учёных из Стэнфордского университета. Отобрав группу обычных восьмилетних школьников, учёные в течение шести лет регулярно проводили сканирование их головного мозга. У детей, которые занимались математикой и со временем начали демонстрировать успехи в этой области, структуры головного мозга значительно отличались от остальных. У них была больше развита внутритеменная борозда коры, которая помогает людям выполнять сравнительный анализ и работать с числами, а также затылочная доля и префронтальная кора, которые отвечают за прогнозирование. Чем выше были успехи в математике, тем сильнее оказалась активность гиппокампа - отдела головного мозга, отвечающего за консолидацию памяти, ее переход из краткосрочной в долгосрочную.

А всё начинается с устного счёта, с которым сегодня беда не только у младших школьников, но часто и у взрослых. Между тем уметь считать в уме нужно не только для того, чтобы скорректировать домашний бюджет. «Внутри счёта существуют сложные логические операции: переходы через десяток, деление, разделение на группы, умножение. Всё это в значительной степени связано с мышлением человека», - считает заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор психологических наук, профессор Александр ТХОСТОВ.

Думать на опережение

Эксперты утверждают, что занятия математикой учат обобщать, находить закономерности и выстраивать логические цепочки - важное умение для написания учебных работ и просто для решения каких-либо жизненных ситуаций.

Ещё один важный навык - прогнозирование, о котором упоминалось выше, то есть умение просчитывать свои шаги и поступки, видеть на несколько шагов вперёд.

Кроме того, занятия математикой учат быстро соображать, работать одновременно сразу со многими понятиями из разных областей, приучают понимать, а не зазубривать нужную информацию, развивают абстрактное мышление.

Кстати, учёные в один голос утверждают: отсутствие способностей к математике - не более чем миф. На самом деле головной мозг можно и нужно развивать хотя бы на школьных уроках.

Пишем грамотно

Ещё одно интересное исследование, проведённое учёными Баскского центра по изучению сознания, мозга и языка, доказало, что мозг ребёнка, умеющего читать и писать без ошибок, работает более сложным образом, чем мозг неграмотного. У ребёнка, хорошо владеющего грамотой, во время чтения и письма интенсивнее активизируются зрительная кора головного мозга и фонологическая область. У хорошо читающих детей увеличена плотность серого вещества, отвечающего за обработку информации: распознавание букв, их преобразование в звуки и осмысленные слова и фразы. Кроме того, учёные обнаружили, что плотность белого вещества, отвечающего за связь между этими долями, тоже возрастает по мере обучения грамотности.

Все эти исследования приводят к вполне простому выводу: чем грамотнее ребёнок пишет, тем лучше будет развиваться его мозг. Конечно, правильное написание слова можно посмотреть в компьютере, но это уже тренировка пальцев, а не интеллекта.

Полина ФИЛИППОВА

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно