О том, какие проблемные ситуации могут возникнуть в школе и как их должны решать специалисты и родители, «АиФ» спросил у Анжелики ИЛЬЯЗОВОЙ, школьного педагога-психолога.
Сложности перехода
- Eсли ребёнок перешёл в другую школу, насколько сложно ему привыкнуть к новым условиям, коллективу?
- Большую роль в адаптации играет то, когда ребёнок пришёл в школу. В начальных классах дети принимают всех новичков довольно лояльно. Они, как правило, не разделяют их на своих и чужих. Очень многое зависит от личности самого ребёнка, его семьи, насколько родители настраивают его на достижение хо-
роших результатов в учёбе. Есть дети, которые сразу становятся в классе своими, нередко даже лидерами, хорошо учатся. Если же мальчик или девочка попали в 5-й или тем более в 9-й класс, конечно, в этом случае сложнее влиться в сложившийся коллектив. Но гораздо больше влияет не принадлежность ребёнка и его семьи к другой культуре или религии, а просто другая внешность.
Чтобы привыкание было более успешным, нужно учитывать ещё и тот факт, что в младших классах дети доверяют мнению учителя, его авторитет для них в отличие от подростков непререкаем. Поэтому педагогам надо быть осторожными, не навешивать даже случайно обидных ярлыков ребятам, у которых что-то не получается, никого не выделять, даже если кто-то справляется чуть хуже.
- Как проходят адаптационные занятия?
- Как правило, в игровой форме. Дети учатся общаться, помогать друг другу, работать в команде, разрешать возникающие конфликты. Новое направление в работе школьного психолога -обеспечение психологической безопасности, куда входит профилактика агрессивности, суицидов и т. д.
У каждого класса свои проблемы
- Часто случаются конфликты между детьми?
- Конфликты существуют. К примеру, в начальных классах они бывают из разряда отношений «учитель - ученик», ссоры со сверстниками. В 5-7-м классах - проблемы адаптации при переходе из младшей школы в среднюю, переходный возраст, любовь, непонимание, дружба. В 9-11-м классах к психологу приходят с вопросами определения дальнейшего жизненного пути: какую профессию выбрать, куда поступать.
Почему ты расстроен?
- Многие учителя говорят, что современные родители с детьми очень мало общаются, в итоге дети и взрослые отдаляются друг от друга.
- Это так. Пока ребёнок учится в 1-3-м классах, многие родители считают своим долгом проверять тетради, вместе делать уроки, интересоваться тем, что происходит в школе. Но к 5-му классу они начинают считать, что ребёнок стал взрослым, может всё делать сам. И самоустраняются. Это неправильно. Родителям стоит больше спрашивать: как ты провёл сегодня день, что интересного произошло в школе, чем ты сегодня расстроен? И быть всегда готовыми прийти на помощь в любой конфликтной ситуации, поддержать его в переживаниях. Но при этом не принижать личность учителя, других учеников. Дети тянутся, когда к ним проявляешь малейшее внимание. Стоит только поинтересоваться чем-то волнующим ребёнка, проявить сочувствие -всё, они твои. В любом возрасте.
Сейчас каникулы, самое время наладить доверительные отношения с ребенком и подддержать их во время учебы.
Юлия РЕППО
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть