Такое понятие, как «синдром 7 сентября», касается первоклассников и учеников младшей школы. Примерно с этого числа ребенок уже начинает осознавать, что его жизнь изменилась, появились определенные обязательства, и из-за этого у него стресс. Родители и педагоги также замечают влияние этого периода. Как же проявляется синдром и к чему приводит, АиФ рассказала Татьяна Василькова, психолог.
Представьте себе: все лето вы отдыхали, веселились, играли, не соблюдали полноценный режим дня, и с 1 сентября вам предстоит попрощаться с этими привычками. Для каждого ребенка начало школы — это стрессовый этап. В последнюю неделю лета у детей начинается мандраж, особенно когда они примеряют форму и собирают принадлежности для учебы. Больше всего переживают те дети, которые отправляются в школу впервые.
1 сентября для первоклассника — волнительный день. Сначала он может получить яркие и позитивные эмоции от торжества и новых знакомств. Но обычно уже к концу первой недели у ребенка начинает проявляться стресс, поскольку он столкнулся с такими неизвестными ранее понятиями, как урок, учитель, дисциплина, домашнее задание, оценка и т. д. Дети более впечатлительные, и все изменения для них протекают в гиперболизированной форме.
В воскресенье школьник может закатить скандал родителям и уже заявить, что совсем не хочет в школу. Кроме того, некоторые дети настолько переживают, что заболевают в начале учебного года. Капризы ученика могут продолжаться и в стенах класса, и тогда учительница вызывает родителей на беседу.
«Синдром 7 сентября» возникает тогда, когда ребенок оказывается не готовым психологически справляться с ответственностью и учебными обязательствами. Это говорит о том, что родители не создали для этого соответствующих условий.
Как организм ребенка адаптируется к школе?
У каждого первоклассника будет стресс. Даже если он ходил в подготовительную группу и знает нескольких ребят из класса. Некоторые общительные и активные дети в начале учебы могут стать замкнутыми. Все дело в том, что психика и здоровье у шести-семилеток очень связаны. Организм в стрессовой обстановке ищет способ снять напряжение. У некоторых детей это проявляется внезапной простудой или недомоганием. Ребенок не симулирует, при этом его организм так защищает себя от перегруза. По этой причине к новому распорядку дня школьника желательно приучать постепенно, примерно за месяц.
Подготовка к школе
Конечно, хорошо начать готовить ребенка к школе с 1 августа, но если так не получилось, надо начинать прямо сейчас. Следует установить режим, когда надо вставать в одно и то же время. Обязательно соблюдать график приема пищи в зависимости от занятости в школе.
Напомните школьнику о правилах гигиены и соблюдения порядка в личных вещах. Можно в игровой форме провести с ним несколько уроков, рассказывать об интересных явлениях, читать вслух или повторять алфавит, цифры и т. д.
Старшему поколению важно приучить ребенка плотно завтракать, чтобы у него была энергия до следующего перерыва на питание. Еще в домашних условиях следите за полноценными приемами обеда, полдника и ужина. Старайтесь давать ребенку сбалансированную еду. Голод и усталость от недоедания у первоклассников — это большой стресс, который ухудшает процесс адаптации к школе. Будет очень хорошо, если ребенок научится самостоятельно собирать себе завтрак или перекус в школу.
Можно ввести в привычку утреннюю зарядку на 5—7 минут под музыку. Физическая активность поднимет настроение ребенку и добавит бодрости перед учебным днем.
Первоклассник плохо представляет, что такое школа. Родителям будет полезно объяснить ребенку, с чем ему предстоит познакомиться, к чему быть готовым. Расскажите, как проходили ваши первые звонки, у ваших родных. Личные примеры от мамы или папы, их рассказы о школе, как там интересно, какой у них был режим, успокоят ребенка и покажут, как можно совмещать свое время с уроками.
Посмотрите список детей класса, возможно, среди них будут его знакомые из сада, кружка или соседи. Вместе им не так страшны предстоящие перемены.
Родители могут объяснить, что такое оценки и как их ставят. Отметьте сразу, что не нужно переживать из-за плохих оценок. Не ругайте первоклассника, если он получил их. Поддерживайте интерес ребенка к самому процессу обучения и применения знаний на практике. Подкрепляйте собственными примерами из жизни.
Старайтесь отмечать и хвалить каждое старание малыша. Например, что он полностью и правильно записал домашнее задание в дневник. Или аккуратно поставил свой рюкзак, а не бросил его на пол. Поддерживайте в ребенке процесс, чтобы мотивировать его учиться дальше и без стресса.
Хорошо бы старшим начать воспитывать школьника через вопросы, а не указания. Спросите у него, сколько времени ему понадобится, чтобы выспаться, собраться, дойти до школы. Сколько времени у него займет отдых, игра в телефоне, домашняя работа, дополнительные задания с кружков и т. д.? Ребенок научится самостоятельно определять свой распорядок дня, размышляя от обратного. Кроме того, это дополнительная практика для счета и ориентирования во времени.
Также родителям желательно чаще интересоваться, как прошел день в школе, что нового ребенок узнал, в чем ему помочь. Не оставляйте первоклассника в такой важный период его жизни в одиночестве. Проявите максимум поддержки вашему старательному ученику.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть