Такое понятие, как «синдром 7 сентября», касается первоклассников и учеников младшей школы. Примерно с этого числа ребенок уже начинает осознавать, что его жизнь изменилась, появились определенные обязательства, и из-за этого у него стресс. Родители и педагоги также замечают влияние этого периода. Как же проявляется синдром и к чему приводит, АиФ рассказала Татьяна Василькова, психолог.
Представьте себе: все лето вы отдыхали, веселились, играли, не соблюдали полноценный режим дня, и с 1 сентября вам предстоит попрощаться с этими привычками. Для каждого ребенка начало школы — это стрессовый этап. В последнюю неделю лета у детей начинается мандраж, особенно когда они примеряют форму и собирают принадлежности для учебы. Больше всего переживают те дети, которые отправляются в школу впервые.
1 сентября для первоклассника — волнительный день. Сначала он может получить яркие и позитивные эмоции от торжества и новых знакомств. Но обычно уже к концу первой недели у ребенка начинает проявляться стресс, поскольку он столкнулся с такими неизвестными ранее понятиями, как урок, учитель, дисциплина, домашнее задание, оценка и т. д. Дети более впечатлительные, и все изменения для них протекают в гиперболизированной форме.
В воскресенье школьник может закатить скандал родителям и уже заявить, что совсем не хочет в школу. Кроме того, некоторые дети настолько переживают, что заболевают в начале учебного года. Капризы ученика могут продолжаться и в стенах класса, и тогда учительница вызывает родителей на беседу.
«Синдром 7 сентября» возникает тогда, когда ребенок оказывается не готовым психологически справляться с ответственностью и учебными обязательствами. Это говорит о том, что родители не создали для этого соответствующих условий.
Как организм ребенка адаптируется к школе?
У каждого первоклассника будет стресс. Даже если он ходил в подготовительную группу и знает нескольких ребят из класса. Некоторые общительные и активные дети в начале учебы могут стать замкнутыми. Все дело в том, что психика и здоровье у шести-семилеток очень связаны. Организм в стрессовой обстановке ищет способ снять напряжение. У некоторых детей это проявляется внезапной простудой или недомоганием. Ребенок не симулирует, при этом его организм так защищает себя от перегруза. По этой причине к новому распорядку дня школьника желательно приучать постепенно, примерно за месяц.
Подготовка к школе
Конечно, хорошо начать готовить ребенка к школе с 1 августа, но если так не получилось, надо начинать прямо сейчас. Следует установить режим, когда надо вставать в одно и то же время. Обязательно соблюдать график приема пищи в зависимости от занятости в школе.
Напомните школьнику о правилах гигиены и соблюдения порядка в личных вещах. Можно в игровой форме провести с ним несколько уроков, рассказывать об интересных явлениях, читать вслух или повторять алфавит, цифры и т. д.
Старшему поколению важно приучить ребенка плотно завтракать, чтобы у него была энергия до следующего перерыва на питание. Еще в домашних условиях следите за полноценными приемами обеда, полдника и ужина. Старайтесь давать ребенку сбалансированную еду. Голод и усталость от недоедания у первоклассников — это большой стресс, который ухудшает процесс адаптации к школе. Будет очень хорошо, если ребенок научится самостоятельно собирать себе завтрак или перекус в школу.
Можно ввести в привычку утреннюю зарядку на 5—7 минут под музыку. Физическая активность поднимет настроение ребенку и добавит бодрости перед учебным днем.
Первоклассник плохо представляет, что такое школа. Родителям будет полезно объяснить ребенку, с чем ему предстоит познакомиться, к чему быть готовым. Расскажите, как проходили ваши первые звонки, у ваших родных. Личные примеры от мамы или папы, их рассказы о школе, как там интересно, какой у них был режим, успокоят ребенка и покажут, как можно совмещать свое время с уроками.
Посмотрите список детей класса, возможно, среди них будут его знакомые из сада, кружка или соседи. Вместе им не так страшны предстоящие перемены.
Родители могут объяснить, что такое оценки и как их ставят. Отметьте сразу, что не нужно переживать из-за плохих оценок. Не ругайте первоклассника, если он получил их. Поддерживайте интерес ребенка к самому процессу обучения и применения знаний на практике. Подкрепляйте собственными примерами из жизни.
Старайтесь отмечать и хвалить каждое старание малыша. Например, что он полностью и правильно записал домашнее задание в дневник. Или аккуратно поставил свой рюкзак, а не бросил его на пол. Поддерживайте в ребенке процесс, чтобы мотивировать его учиться дальше и без стресса.
Хорошо бы старшим начать воспитывать школьника через вопросы, а не указания. Спросите у него, сколько времени ему понадобится, чтобы выспаться, собраться, дойти до школы. Сколько времени у него займет отдых, игра в телефоне, домашняя работа, дополнительные задания с кружков и т. д.? Ребенок научится самостоятельно определять свой распорядок дня, размышляя от обратного. Кроме того, это дополнительная практика для счета и ориентирования во времени.
Также родителям желательно чаще интересоваться, как прошел день в школе, что нового ребенок узнал, в чем ему помочь. Не оставляйте первоклассника в такой важный период его жизни в одиночестве. Проявите максимум поддержки вашему старательному ученику.
5 советов. Психолог Егоренкова раскрыла, как утром собирать детей в школу
Бесконечное число переживаний. Психолог рассказала, как восстановить сон
Как забыть бывшую жену, если вижу ее каждый день?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть