245

Невроз для малыша. Эксперты рассказали о вреде кружков раннего развития

"Аргументы и факты" в Беларуси № 31. Жильё моё... 01/08/2023

Среди современных родителей популярно мнение: залог грамотного развития ребенка — в его в постоянной занятости. И вот толпы мам и пап начинают гонку «за талантами»: записывают чадо на всевозможные кружки «юных гениев», водят по спортивным секциям, творческим студиям и курсам ментальной арифметики, считая, что такие вложения непременно окупятся в будущем и сделают из ребенка успешного человека.

АиФ решил разобраться: действительно ли важно занимать ребенка с раннего детства или это паразитирование на родительском неврозе?

Отбить интерес к будущей учебе

«Если ребенка двух лет обучать чтению, счету, различным языкам, при том, что он свой-то не до конца освоил, — в лучшем случае можно наблюдать признаки утомления во время занятий (зевоту, частое переключение внимания, капризы), а в худшем — привить отвращение к обучению по типу стимул-реакция: „вижу упражнения с буквами и цифрами — начинаю биться в истерике“», — объясняет нейропсихолог Денис Борисов.

По словам специалиста, в два года дети изучают мир через свойства предметов — вода — мокрая, а кубик громко стучит об пол, потому часто дети швыряют предметы, испытывая их на прочность.

«У ребенка трех-семи лет ведущая деятельность — игровая. Именно поэтому мир дошкольного детства так тесно связан с придумыванием различных сюжетов, игр „в доктора“, „пожарника“, „маму“, „папу“ и даже „в блогера“», — объясняет нейропсихолог. А вот в семь лет — ведущая деятельность — учебная, так что в этом возрасте ребенку проще усидеть на уроках.

Нужны ли развивающие занятия?

По словам Дениса Борисова, водить ребенка на занятия можно с любого возраста. Но предпочтительней — начинать от года, когда малыш научился ходить и пытается говорить. «Водить можно на любые занятия, главный критерий их выбора — это готовность ребенка к получению определенного рода знаний и его интерес с учетом ведущей деятельности ребенка и его психофизической зрелости», — поясняет специалист.

«Перед тем, как сын или дочка пойдет в кружок, стоит зафиксировать то, что есть сейчас. Для наглядности снимите видео разных жизненных моментов ребенка. После двух-трех месяцев дополнительных занятий сравните и проанализируйте действия, самочувствие и настроение малыша», — объясняет Анна Вепринцева, эксперт Института прикладной психологии в социальной сфере. По словам специалиста, обычно дети сами неосознанно регулируют процесс. Например, некоторые начинают болеть.

А еще, уверена психолог, при выборе занятия, конечно, нужно прислушаться и к желаниям самого ребенка: что ему нравится, чем хочет заниматься, что говорит родителям, в какой кружок или секцию просится. «Взрослому важно внимательно понаблюдать за сыном или дочерью: в какие моменты ребенок радостный, довольный и увлеченный, каким делом при этом занимается, в какие игры играет, на что смотрит с интересом», — заключает специалист.

Не количество, а качество

По словам нейропсихолога Дениса Борисова, важно учитывать то, какую нагрузку выдержит конкретно ваш ребенок. Одни могут усидчиво собирать пирамидку и пазлы, а после этого — выполнить физические упражнения и с интересом заняться рисованием. А есть противоположность — дети, которые быстро истощаются от деятельности и теряют эту самую продуктивность.

«Если ребенку „рабочая“ пятидневка, насыщенная разного рода активностями, дается легко — в большом количестве занятий нет проблем. Но если видно, что малыш крайне сильно устает от нагрузки — капризничает, становится апатичным, появляются проблемы со сном (такое часто бывает при перегрузке ребенка) — занятия следует серьезно ограничить, оставив только самое необходимое», — поясняет специалист.

А еще, считает эксперт, важно помнить, что результат зависит не от количества уроков, а от качества и потребностей конкретного ребенка. «В этом вопросе принцип индивидуального подхода актуален как никогда», — считает эксперт.

Песок лучше математики?

Порой современные родители стараются привить интерес к математике в самом раннем возрасте. Считают, что так ребенку будет проще в школе. Однако специалисты уверены: если раньше времени «вытащить малыша из песочницы», это может серьезно сказаться на развитии речи.

«Крайне важно на ранних этапах развития, до трех лет, дать возможность ребенку набегаться, напрыгаться, изучить, что называется, „кожей“ свойства предметов. Именно на базе движения и ощущения открывается путь для развития всех остальных высших психических функций, в том числе речи. Прежде чем ребенок поймет и скажет, что яблоко красное, круглое и сладкое, нужно сначала фрукт увидеть, потрогать, попробовать на вкус. В совокупности с речевым подкреплением свойств этого самого яблока со стороны родителя представление о яблоке утвердится в сознании ребенка, и в будущем малыш сам сможет озвучить его свойства посредством речи. Точно такой же принцип лежит в основе остальных представлений об окружающем мире», — поясняет Денис Борисов.

В противном случае, если где-то «не доиграли», может возникнуть недоразвитость всех высших психических функций (памяти, внимания, мышления, воображения, в том числе речи), свойственная умственной отсталости.

«Проблема речевых несформированностей кроется куда глубже, и сенсорные игры — лишь элемент в оказании помощи таким детям. При различных формах аутизма те же самые сенсорные игры также выполняют вспомогательную функцию, но не основную», — считает эксперт.

Мама заменит всех?

«Для малыша до трех лет (иногда до четырех-пяти лет в зависимости от уровня развития ребенка) самое лучшее — это время, проведенное вместе с мамой. Но не то время, когда мама просто рядом и занимается чем-то своим. Ценны те моменты, когда родители играют с ребенком, что-то смотрят или делают вместе», — поясняет психолог Анна Вепринцева.

Определяясь же с кружком, стоит в первую очередь выбирать педагога — того, с которым ребенку будет хорошо. А вот помогут ли на курсах ментальной арифметики вырастить гения математики — вопрос спорный, считает эксперт.

«Ментальная арифметика — это хороший рабочий инструмент, например, для освоения простых математических понятий для детей с ОВЗ. Многие дети смогли освоить простые арифметические действия (сложение, вычитание) именно благодаря занятиям ментальной арифметикой. Все дело в том, кто, как и чему обучает», — говорит Вепринцева.

Успех и неудача — понятия условные

«Не стоит судить о детях только по их успехам в детском саду или школе. Немало примеров в практике, когда ребенок, плохо или трудно осваивающий программу, прекрасно справляется со сложными прикладными задачами, правильно организует свой день или с большим интересом занимается во время каникул», — считает Зайнаб Алиева, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа.

По словам педагога, дополнительные занятия нужны: они помогают выявить способности, талант, одаренность. «Главное здесь — не переборщить и не отбить охоту у ребенка на самом начальном этапе становления личности. Родительская помощь, поддержка и желание ребенка могут творить чудеса», — считает эксперт.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно