3844

Исправить в детстве. От каких главных вредных привычек надо отучать ребенка

Специалисты отмечают, что у детей есть ряд вредных привычек, которые не только раздражают взрослых, но и могут нанести определенный вред здоровью самого ребенка. В числе главных называют привычку грызть ногти, ковырять в носу и другие. При этом эксперты считают, что детей следует отучать от них сразу же. Однако, как этого добиться, знают не все родители. 

«Когда мы видим, что наш ребёнок делает что-то не так, первая реакция родителей, как правило, это обвинение, стремление наказать ребёнка, критика. Но чаще всего это не приводит к желаемому результату, наоборот, ребёнок начинает все больше нервничать, переживать, и вредные привычки никуда не уходят», — рассказывает психолог Александра Гарбер-Черкасова

Поэтому, отмечает специалист, так важно разобраться, в чем первостепенная причина этих привычек, и работать именно с ней. Главное, не нужно обвинять ребёнка в том, что он делает. Многие привычки, говорит психолог, могут свидетельствовать о различных проблемах: 

  • переживаниях; 
  • неврозах, которые провоцирует нездоровая атмосфера в доме;
  • чрезмерно строгое отношение к ребёнку;
  • ссоры в семье; 
  • стиль общения родителей. 

Детям очень часто не хватает тепла и внимания, любви родителей, поэтому у них и развиваются негативные привычки.

В будущем они трансформируются во «взрослые» вредные привычки, говорит Александра Гарбер-Черкасова. Например, курение, употребление алкоголя или запрещенных препаратов, переедание. «Любой психолог подтвердит, что увлечения различными вредными веществами — следствие повышенного беспокойства и нехватки любви в детстве. Поэтому так важно с самого начала с вниманием и заботой относиться к своему ребёнку и смотреть глубже, с чем связана та или иная дурная привычка», — поясняет специалист. 

С какими привычками стоит бороться?

Самая распространённая из вредных — это привычка грызть ногти, говорит психолог. Она появляется с примерно трёх-четырёх лет. «Это проявление внутреннего напряжения, беспокойства, нервозности, следствие того, что ребёнок боится чего-то. Как с ней бороться? Прежде всего, ещё раз повторю, не ругать ребёнка и не критиковать, а попробовать заменить эти действия на другие, более полезные. Например — составить пазл, дать ребёнку мячик, заняться рукоделием или рисованием», — советует психолог Гарбер-Черкасова. 

Сосание пальца или ковыряние в носу, жевание ручек и карандашей — еще одна распространенная привычка. «Сосание пальца формируется еще в утробе матери, но у многих детей такая привычка остаётся до трёх-четырёх лет. В принципе, это естественно, проблемой становится если ребёнок не перестаёт сосать палец уже в более позднем возрасте. Худшее, что может сделать родитель — это бить по рукам и наказывать за это ребёнка. Следует просто занять руки малыша чем-то интересным и полезным», — отмечает специалист. 

Ковыряние в носу, сосание пальца и жевание ручек/карандашей, это опять-таки некий способ снять напряжение и расслабиться, предупреждает Александра Гарбер-Черкасова. Часто ребёнок делает это во время выполнения каких-то умственных заданий, в школе или в детском саду. «Детей часто принято ругать, наказывать за плохие оценки, ошибки и недочеты, а ведь это формирует страх неудачи, большое напряжение, нервозность у малыша. Нужно работать с тем, чтобы снять напряжение у ребёнка, объяснить, что, если он даже в чем-то ошибется, это нормально, это не страшно», — говорит специалист. 

По мнению психолога, взрослые, как правило, проявляют по отношению к ребёнку две основные формы поведения: жёсткие указания, запреты и т.д. или проявление заботы, доброты, покровительства, воспитание по типу рекомендаций. Первое формирует у ребёнка низкую самооценку, второе — здоровую самооценку, веру в себя, поясняет Александра Гарбер-Черкасова.

«Вы можете заметить, как дети реагируют на критику и слишком строгое воспитание — какое-то время терпят, боятся, подстраиваются, закрываются, а потом взрываются, начинают вредничать, капризничать, что-то употреблять в будущем — в общем бунтуют. Лучше попробуйте с пониманием отнестись к вредным привычкам ребёнка и скажите, что понимаете его, а в следующий раз для него будет лучше попробовать сделать чуть по-другому, главное — ласково с любовью и опекой. Ребёнок отреагирует — станет послушным, спокойным и перестанет бунтовать», — резюмирует психолог Гарбер-Черкасова.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно