62664

Каким будет «дорожный налог»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 7. Знамя спорта. Открываем дневник Олимпиады. 13/02/2018

По инициативе депутатов во второй половине прошлого года шла активная проработка предложений по изменению системы взимания госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Над чем именно работали депутаты, какие предложения и замечания граждан учитывали при разработке проекта, который сейчас находится на рассмотрении, «АиФ»  рассказал председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Андрей РЫБАК.

Сегодня в мире есть множество вариантов взимания транспортного сбора. Где-то, как в Беларуси, он привязан к техосмотру автомобиля или к добровольному страхованию транспортного средства. В США, например, транспортный сбор включен в цену топлива, то есть чем больше автомобилист использует машину, тем больше платит. В Дании при регистрации автомобиля водитель уплачивает 105% стоимости машины, а в Германии платеж осуществляется по запросу налоговой службы.

В ряде европейских стран платные дороги. Это, по мнению собеседника «АиФ», по крайней мере частично снимает вопрос установления дополнительной пошлины для автомобилистов на финансирование ремонта дорог.

- Может возникнуть вопрос, почему изначально к взиманию транспортного сбора в Беларуси не подошли как к классическому налогу. Одна из главных причин: в стране парк зарегистрированных автомобилей гораздо больше, чем тех, которые эксплуатируются, - почти в два раза, - объясняет Андрей Рыбак. - Многие автомобили годами не выезжали и просто стоят в гаражах, во дворах. И, если бы всем владельцам зарегистрированных автомобилей стали рассылать уведомления об уплате налога, для многих бы это стало, мягко говоря, неприятной неожиданностью. По этой причине, когда было принято решение о введении госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, самым логичным показался вариант привязать ее взимание к организованной процедуре по прохождению техосмотра, чтобы сэкономить средства на администрировании этого сбора. Однако в обращениях избирателей, которые они присылали по поводу госпошлины, многие указывали на то, что не имеют возможности одномоментно заплатить нужную сумму, и просили рассмотреть вопрос об уплате частями. Другие граждане, как правило, пенсионеры, считали несправедливым, что личным транспортом они пользуются сезонно, а платят пошлину за весь год.

Отсутствие гибкости

Читатели «АиФ» в большинстве высказывали недовольство тем, что отсутствует гибкость, дифференциация при уплате госпошлины: те, кто ездит на машине только летом-осенью, не понимают, почему должны платить как остальные водители, которые ездят на протяжении всего года. И это логично.

- Рабочая группа как раз и видела свою задачу в том, чтобы поработать над тем моментом, который больше всего критикуют наши граждане: отсутствие гибкости. После проработки различных вариантов, был в числе других выработан, на мой взгляд, наиболее перспективный, позволяющий гражданам не привязывать уплату госпошлины к техосмотру, а производить ее по заявительному принципу. Это может работать так: перед выездом на дорогу владелец транспортного средства должен уплатить транспортный сбор через любую систему приема платежей – банк, почту, ЕРИП. Минимальный платеж – за месяц. Если человек не ездит зимой, то и не платит за это время. Если планирует начать ездить в мае, то оплачивает месяц, два или больше. Годовая ставка разбивается по месяцам, а при оплате за год предлагается применять понижающий коэффициент. Это может стимулировать граждан, имеющих такую возможность, платить за более длительный срок. Для контроля за уплатой сбора предлагается использовать камеры фотофиксации, посредством которых сейчас осуществляется контроль скоростного режима. Мы общались с руководством ЗАО «Безопасные дороги Беларуси»: технические возможности для этого есть. Сегодня в стране работают порядка 360 камер фотофиксации, в течение года их количество планируется увеличить до 500.

Есть мнение, что все-таки самый гибкий вариант уплаты транспортного сбора - включение его в стоимость топлива. В Интернете проводится опрос, и большинство автомобилистов голосуют именно за него.

- Такой вариант тоже рассматривался рабочей группой. И надо сказать, что он не потерял актуальности. Но все необходимо считать. По нашим расчетам, чтобы собрать необходимую сумму в республиканский дорожный фонд с учетом планов по ремонту дорог, необходимо поднять цену топлива как минимум на 10%. При этом недавно «Белнефтехим» сообщил о необходимости повышения цен на топливо для компенсации роста стоимости нефти на 23%. Если цены на топливо поднимут на треть, бензин в Беларуси станет дороже, чем у наших российских соседей. Страна будет непривлекательной для транзитных грузоперевозчиков. Подорожание топлива также окажет влияние на индекс потребительских цен, другие сферы.

Не снижать

Есть еще предложения: уменьшить размер пошлины и вернуть льготы для пенсионеров. Тогда, мол, небольшие суммы будут платить все. А не как сейчас, когда 35% автомобилистов игнорируют прохождение техосмотра.

- Вопрос о снижении размера госпошлины не стоял. Ее размер связан с объемом финансирования ремонта дорог. Снижать пошлину – значит заведомо сокращать планы по ремонту. Кстати, как показывает практика, чаще госпошлину не уплачивают люди с достаточно высоким достатком, которые ездят на дорогих автомобилях. А многие пенсионеры, у которых небольшие доходы, по моему опыту, исправно платят.

Что касается 50%-ной льготы для пенсионеров, то, когда она действовала, столкнулись с тем, что многие граждане стали регистрировать свои автомобили на родственников-пенсионеров.

При этом надо понимать, что у нас есть категории малообеспеченных граждан, доход которых не намного выше, чем у пенсионеров. Как быть с ними? Опять мы приходим к необходимости создания сложной системы администрирования этого платежа.

Андрей Анатольевич, люди говорят и о том, что готовы платить госпошлину, но лишь в случае, если ремонтировать будут не только проспекты, но и маленькие улочки, по которым годами приходится ездить по ямам и выбоинам, гробя машины. И есть масса сельских дорог, на которых после каждого дождя появляются новые ямы и по которым не проехать.

- Конечно, было бы идеально, если бы была возможность отремонтировать все дороги сразу. Но это невозможно ни по финансовым, ни по организационным причинам. Поэтому не обойтись без определения приоритетов. Согласитесь, гораздо важнее отремонтировать те улицы, где большой поток машин, а не маленькую улочку, где за день могут проехать три автомобиля. Первоочередная задача – привести в порядок дороги республиканского значения и центральные улицы городов, по которым ездит основное количество автомобилей. Дойдет очередь и до дорог местного значения. Но не все сразу.

Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно