Евросоюз намерен отказаться от российской нефти и нефтепродуктов уже в 2023 г. По размерам нефтяного импорта Европа — второй регион мира после Китая. Россия до сих пор была для нее главным поставщиком, обеспечивая около трети зарубежных закупок сырой нефти и почти 40% нефтепродуктов (см. инфографику). Теперь европолитики горят желанием свести этот импорт к нулю уже в следующем году. Но Венгрия, Чехия и Словакия, подключенные к российскому трубопроводу «Дружба» еще с советских времен, хотели бы присоединиться к эмбарго позже. И к общему решению о сроках его введения ЕС пока не пришел.
А что если нашей стране взять и самой перекрыть вентиль европейцам? На сотрудничество с какими странами сможет переориентироваться Россия и сколько времени займет эта перестройка? Эти вопросы мы обсудили с директором Центра экономической экспертизы Высшей школы экономики Марселем Салиховым.
В надежде на шейхов
Алексей Макурин, «АиФ»: — Почему Европа решила наказать Россию с помощью нефтяного эмбарго, а газ готова по-прежнему покупать?
Марсель Салихов: — Во-первых, место для удара выбирается побольнее: для российской экономики нефть важнее, чем газ. Ее доля в структуре нашего энергетического экспорта примерно 60%. Во-вторых, альтернативу российской нефти найти проще, чем газу. Нефть с любого континента можно доставить танкерами. А газ для перевозки по морю необходимо сжижать и потом перед использованием разжижать. Это сложнее и дороже. Тем не менее Еврокомиссия поставила цель к 2030 г. отказаться и от российского трубопроводного газа.
— А что на замену?
— Наращивание импорта углеводородов из других стран. Если это нефть — то наиболее дешевы танкерные поставки из Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта, Ирака, Ирана. Увеличить их можно быстро. Если говорить о газе, то его альтернативные поставщики — США и Катар, которые производят много сжиженного природного газа (СПГ). Но под дополнительные контракты им придется строить новые сжижающие заводы, на что уйдет несколько лет.
— Большая часть ближневосточной нефти сейчас идет в Индию, Китай, Японию и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Согласятся ли нефтяные шейхи увеличить экспорт в Европу?
— Ближний Восток отдает предпочтение азиатским рынкам, потому что цены там выше и географически они ближе. Но сейчас ЕС готов платить за нефть из других стран больше, чем платит России, и с начала года среди ближневосточных производителей уже идет переориентация поставок на европейское направление. Смогут они и увеличить добычу. Свободные мощности есть у Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов. Готов возобновить экспорт в Европу Иран, если Запад снимет с него санкции, которые сейчас это запрещают. Без нефти Европа точно не останется.
Цена отказа
— Из-за чего тогда спорят между собой европейские страны?
— Чтобы вести импорт по новым схемам, понадобятся новые танкеры, новые портовые терминалы, новые нефтепроводы, ведущие вглубь континента и к НПЗ. А НПЗ придется переоборудовать под работу с сортами нефти, чей состав отличается от российской. Самая жесткая ломка ждет страны, не имеющие выхода к морю. Поэтому они хотели бы получить от ЕС финансовую компенсацию.
— Сколько будет стоить вся эта перестройка Европе?
— Думаю, что европейские правительства еще до конца не понимают цену вопроса. Пока звучат только политические декларации о готовности пойти на дополнительные расходы и о намерениях ввести эмбарго в таком формате, чтобы Европа пострадала поменьше, а Россия — побольше. Ключевой вопрос, позволяющий это оценить, — рост мировых цен на нефть. Если они подскочат намного сильнее, чем сократится российский экспорт, то в проигрыше будет как раз Европа.
— Вице-премьер РФ Александр Новак заявлял, что в результате эмбарго даже 300 долл. за баррель возможны. Может быть, России стоит помочь Европе побыстрее оценить последствия ее политики и по собственной инициативе закрыть задвижки нефтепроводов? Пусть европейцы попробуют пожить при таких ценах.
— Россия в результате пострадает больше. Мы потеряем основной ресурс пополнения бюджета, доходы которого на 40% зависят от продажи нефти и газа. Резко сократится нефтедобыча, множество людей останется без работы. И при этом экономика ЕС в разы крупнее российской. Для нее потеря каждого миллиарда евро будет менее болезненной, чем для нас. Европейские правительства найдут способ поддержать свой бизнес и граждан. И люди вряд ли начнут требовать от них помириться с Россией.
Такой посыл, что уровень жизни европейцев резко упадет без российской нефти и газа, малопродуктивен. Нам надо принять для себя, что ЕС в любом случае будет уходить от импорта наших углеводородов. России нужно строить свои планы с учетом этого процесса. Нам надо тратить энергию и ресурсы на поиск альтернативных рынков. А не мечтать, что европейцы без нашего топлива замерзнут зимой и решат к нам вернуться.
Поворот на Восток
— В какие другие страны мы можем нарастить нефтяной экспорт?
— Самое перспективное направление — Индия. Россия сейчас продает ей нефть со скидкой 30% — дешевле, чем арабские страны. Это хороший стимул. Мне кажется, российская доля в индийском нефтяном импорте может вырасти до 15–20% с 1%, который аналитики зафиксировали в 2020 г.
Есть шансы увеличить поставки во Вьетнам, Индонезию, Таиланд и на Филиппины, у которых своей нефти нет или мало. Возможно, в будущем увеличит закупки Китай. Но он уже немало покупает, и пока его государственные нефтяные компании ведут себя осторожно, чтобы самим не попасть под западные санкции за сотрудничество с РФ. Сейчас китайцы, скорее всего, будут увеличивать импорт нашей нефти через третьи страны.
— Компенсирует ли восточное направление потерю западного?
— В ближайшие годы — нет. Министр финансов Антон Силуанов сообщил, что в 2022 г. добыча нефти в России сократится на 17%. Но это — самый негативный сценарий. Я думаю, что в этом году падение составит 10%, а потом — еще 5%. При этом мировые цены на нефть сейчас в районе 100–110 долл. за баррель, и возможен дополнительный рост. Поэтому даже при самом плохом развитии событий на рынках экспортная выручка России в 2022–2023 гг. не пострадает. Она будет даже выше, чем год назад. Высокие цены и доходы дают нам шанс мобилизовать ресурсы, чтобы перестроиться.
— Что мешает продавать больше нефти Индии и Китаю?
— Недостаток транспортных мощностей. У России мало своих нефтяных танкеров. Фрахту в других странах будут препятствовать все те же санкции ЕС. А наземная транспортная инфраструктура — нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) и Транссиб — уже загружена на 100%.
Поэтому нужно найти деньги и на покупку танкеров в не поддерживающих санкции странах, и на расширение ВСТО, и на строительство новых терминалов в портах. С привлечением средств федерального бюджета и Фонда национального благосостояния это реально. Но быстро все эти задачи решить не удастся. Понадобится примерно 5 лет.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть