Один рейс «лунного грузовика», который доставит на Землю хотя бы часть того, что он найдёт на дне лунного кратера, станет весьма прибыльным космическим предприятием.
Тема стала актуальной полгода назад, когда президент США Дональд Трамп подписал указ, закрепляющий право США на добычу космических ресурсов. «Роскосмос» назвал эти планы агрессивными и вредящими международному сотрудничеству, а Дмитрий Рогозин даже сравнил их с вторжением в Ирак и Афганистан.
В сентябре NASA заявило о намерении покупать лунный грунт у частных компаний, которые смогут доставить его на Землю. А месяц назад США подписали «Соглашение Артемиды» по освоению космоса вместе с семью странами: Австралией, Великобританией, Италией, Канадой, Люксембургом, ОАЭ и Японией.
Очевидно, что нынешняя инициатива Академии наук связана со всеми этими событиями. О том, какие ресурсы можно добыть на Луне, АиФ.ru писал не раз, но есть ещё один вопрос: а будет ли такая добыча экономически выгодна?
«Судя по заявлениям зарубежных космических агентств, освоение Луны с целью разработки и использования её природных ресурсов сейчас выдвигается на первый план среди первоочередных задач космических исследований, — говорит заведующий отделом исследований Луны и планет Государственного астрономического института им. Штернберга МГУ Владислав Шевченко. — В качестве сдерживающего фактора скептики часто выдвигают экономические проблемы, связанные с высокой стоимостью космических миссий. Это трактуется как неэффективность данного направления исследований. Однако в ряде международных документов можно найти убедительные доводы противоположного характера.
Сравним, например, стоимость отправки 1 килограмма груза на орбиту раньше и сейчас. В период эксплуатации космических шаттлов она составляла 30 тысяч долларов. В настоящее время доставка 1 килограмма обходится в 6 раз дешевле, около 5 тысяч долларов. Американские частные компании SpaceX и Blue Origin предполагают сократить эти суммы ещё в несколько раз благодаря повторному использованию первых ступеней ракет и других компонентов.
По оценкам этих компаний, транспортировка 1 килограмма груза по маршруту Земля — Луна — Земля стоит от 20 до 40 тысяч долларов. Следовательно, стоимость доставки полезных грузов с Луны будет оцениваться в 10-15 тысяч за 1 кг. С учётом того, что 1 килограмм платины стоит до 45 тысяч долларов, одноразовая прибыль в данном случае может достигать 25-30 тысяч. Я уж не говорю об осмии, ещё одном металле платиновой группы: его цена может доходить до 10 тысяч долларов за 1 грамм! На Земле он редок, а на Луне находится в доступном виде.
Таким образом, экономическая целесообразность добычи и использования космических (в первую очередь — лунных) ресурсов очевидна. При этом следует иметь в виду, что строительство шахты по добыче редкоземельных металлов на Земле сейчас требует вложений до 1 миллиарда долларов. А затраты на добычу 1 тонны этих металлов (без учёта эксплуатационных расходов по содержанию шахты, транспортной системы и пр.) составляют 40 тысяч долларов. На Луне же редкоземельные элементы лежат прямо на поверхности: на протяжении миллиардов лет их приносили туда астероиды.
Для освоения этих природных ресурсов не нужны какие-то горнорудные приёмы и особое оборудование. Один рейс „лунного грузовика“, который доставит на Землю хотя бы часть того, что он найдёт на дне лунного кратера, станет весьма прибыльным космическим предприятием».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть