Автомобиль состоит из конструктивных элементов, которые подчиняются законам физики. Подвеска, кузов с грузом, двигатель и трансмиссия испытывают действие множества сил, и, зная про них, можно творить чудеса.
Усиление удара
Некоторые раллийные пилоты, выступавшие в восьмидесятые годы на отечественных заднеприводных машинах, умудрялись так раскачивать их на ровной дороге, что перепрыгивали колесом через спичечный коробок. Эти же специалисты могли во время гонок в степи перепрыгнуть колесом через яму, намытую весенними дождями. Элементы этой методики можно использовать для сохранения колес и амортизаторов и при проезде рытвин на асфальтовых дорогах.
Движение автомобиля необходимо рассматривать с позиций теоретической механики. На самом деле движется не один автомобиль, а целая система, в которой действует множество внутренних сил. Она имеет свой центр масс, который не всегда и не у всех расположен точно в середине кузова. В зависимости от характера его перемещения и ведут себя многие составляющие части. Если центр масс замедляется, то передние колеса испытывают заметно большие нагрузки, чем задние.
К примеру, если сильно ударить по тормозам, то машина присядет на передок и сожмет пружины в подвеске под действием сил инерции. Ход подвески будет сильно выработан, и если в этот момент колесо налетит на острые края ямы, то энергия удара не погасится амортизаторами, а жестко ударит по элементам шасси. То есть сила удара просуммируется с силой торможения. Машине приходится несладко, ну а первой жертвой могут стать колеса. При запредельных нагрузках покрышки не выдерживают и лопаются, а диски гнутся.
В общем, ничего привлекательного. Поэтому на кочках и непосредственно на ямах тормозить не рекомендуется.
Поддать газу
На ямах лучше действовать наоборот и отпускать педаль газа, предоставляя машине возможность преодолеть разбитый участок поступательно. Тогда амортизаторы подвески примут удары во всеоружии.
Чтобы еще больше увеличить ход передней подвески, опытные водители на переднеприводных машинах даже немного поддают газу на кочках. Происходит обратный процесс. Центр масс автомобиля ускоряется и придавливает корму, а передок разгружается. В этот момент даже видно, как капот немного приподнимается над землей. Амортизаторы еще больше освобождают штоки и могут гасить энергию ударов большей силы.
Но когда же тормозить? Конечно же, задолго до ям. Завидев их впереди, лучше с силой ударить по тормозам вплоть до срабатывания АБС, чтобы максимально замедлиться. Ну а за 5-7 метров до ям, какой бы ни была оставшаяся скорость, нужно отпустить все педали и пронестись через проблемный участок накатом. Прогрохотать по дорожным неровностям на скорости в 70 км/ч гораздо безопаснее, чем влететь в ямы на 45 км/ч с полностью выжатыми тормозами и с колесами на грани блокировки.
Правда, при проведении такого маневра необходимо убедиться в его безопасности. Если впереди на ямах уже оттормозился и медленно переваливается через ухабы грузовик, то лучше гасить скорость любыми возможными способами. Лучше потерять колесо на яме, чем расплющить нос.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть