Многосерийный фильм «Место встречи изменить нельзя» — экранизация романа братьев Вайнеров «Эра Милосердия». По сюжету в послевоенные годы в Москве орудует особо опасная банда «Чёрная кошка». Они грабят богатые квартиры, продовольственные магазины, беспощадно убивают людей. Поиском и ликвидацией преступников занимается капитан милиции Жеглов и его отдел по борьбе с бандитизмом. Демобилизовавшийся офицер разведки Володя Шарапов помогает опытному следователю.
В какой сцене упоминается писатель Сперанский?
Одно из первых дел, в расследовании которого участвует оперуполномоченный Шарапов — убийство театральной костюмерши Ларисы Груздевой. Собирая улики, милиционеры выходят на след Фокса — преступника, связанного с «Черной кошкой». Бандита находят в ресторане и ловят после продолжительной погони. Его доставляют в отделение.
На допросе Шарапов показывает Фоксу письмо с угрозами в адрес убитой и проводит графическую экспертизу для проверки авторства. Оперуполномоченный диктует под запись бандиту отрывки из произведений Льва Кассиля, Александра Пушкина и Льва Сперанского. Последняя цитата особенно интересна. Фокс фиксирует на бумаге якобы слова из произведения: «Здесь сильно штормит, боимся, как бы не потонуть. Приятель наш по болезни уволился, шлю тебе с ним, Анюта, живой привет, будь с ним ласкова, за добрые слова его одень, обуй и накорми. Вечно твой друг». В конце экспертизы преступник ставит свою подпись и дату на листе с образцами почерка. Спустя мгновение у задержанного появляется вопрос:
— Что за писатель такой, Сперанский? Что-то не слышал.
— Лев Александрович, замечательный писатель.
— Из современных, что ли?
— Да уж куда современней. Распрекрасные романы пишет.
С хитрой улыбкой отвечает довольный Шарапов, отрывая нижнюю часть листа. В моменте Фокс всё понимает: он только что написал послание своей любовнице Ане и заверил его подписью. Бандит пытается вырвать записку, но его связывает конвой.
В дальнейшем это письмо помогло милиции внедриться в группировку и задержать преступников.
Правда ли, что изначально фамилия писателя была другой?
Да. В романе, на основе которого снята знаменитая кинокартина, отсутствует упоминание Сперанского. В литературном произведении вместо него фигурирует Борский. Никто доподлинно не знает, почему режиссёр фильма Станислав Говорухин поменял книжную фамилию. Возможно, из-за того, что на момент съёмок (1978-79 годы) получил известность писатель Николай Борский. А может быть, чтобы у киношного начальства не было ассоциаций с Иосифом Бродским, который за несколько лет до того уехал из СССР. Кстати, в пользу последней версии говорит то, что сразу после отъезда Бродский написал стихотворение «На смерть друга», которое заканчивается словами: «Посылаю тебе безымянный прощальный поклон с берегов неизвестно каких. Да тебе и неважно». Не правда ли, перекликается с «Шлю тебе... живой привет». Вот, чтобы картину не положили «на полку» из-за крамольного сравнения — режиссёр мог перестраховаться и отойти от текста книги.
Но на самом деле, фамилия в сцене с экспертизой могла быть любая. Шарапов выдумывает автора и цитату, а не приписывает имя настоящего писателя к вымышленным словам из записки любовнице Фокса. Так в фильме появляется некий Лев Александрович Сперанский. Такого литературного деятеля никогда не существовало, однако были его однофамильцы, оставившие след в истории.
Какие Сперанские действительно были знамениты в России?
В истории нашей страны были люди, которые прославили эту фамилию.
Михаил Михайлович Сперанский (1772 — 1839) — российский и общественный государственный деятель XVIII–XIX веков, реформатор, основоположник юридической науки и теоретического правоведения. Под его руководством были составлены «Полное собрание законов Российской империи» в 45-ти томах и «Свод законов Российской империи» в 15-ти томах.
Борис Федорович Сперанский (1885 — 1956) — геолог, горный инженер, доктор геолого-минералогических наук. Он изучал сложное геологическое строения Алтая, писал труды на эту тему. Преподавал в Томском университете, на своих лекциях старался доносить материал максимально доступно: изображал руками и телом различные геологические процессы, не стеснялся ярко и образно выражаться.
Георгий Несторович Сперанский (1873 — 1969)— академик АМН СССР, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. Один из основоположников системы охраны материнства и детства в СССР. Он внёс вклад в развитие учения о новорождённом ребёнке: исследовал, как правильно ухаживать за детьми, закалять и воспитывать их. Результатом его деятельности стало снижение заболеваемости и смертности детей.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть