В китайском ресторане в центре Душанбе я прошу блюдо из свинины. Мне отвечают, что такового нет. Это равносильно тому, как если бы в нашем общепите я бы не смог заказать борщ. «Пришлось от свинины отказаться, – разводит руками хозяин заведения, китаец Ван Тан. – Иначе никто из таджиков сюда не придёт».
А ведь ещё в 1992 году, будучи молоденьким корреспондентом в Таджикистане, я спросил водителя-таджика из военной автоколонны: «Вы пробовали свинину?» Он посмотрел на меня с недоумением: «Сынок, я хоть чёрта съем, лишь бы не быть голодным».
В Бишкеке (Кыргызстан) в китайских кафе я тоже не нахожу традиционной свинины в кисло-сладком соусе. Эти заведения держат мусульмане, а за вкушением хрюшки мне советуют идти в корейскую забегаловку. В популярном ресторане Самарканда (Узбекистан) ещё лет 10 назад был шашлык из свинины, сейчас нет. «Убрали из меню, не берут, – объясняет официант. – Публично стало есть неудобно, в исламе свинья – харам, запретное животное. Да и свинина дорогая».
486 СВИНЕЙ НА СТРАНУ
В Средней Азии самая тяжёлая участь постигла хавроний в Таджикистане. Ещё в 1991 году там находились несколько процветающих свиноводческих колхозов. Теперь же официально в республике не осталось подобной государственной организации, и в столичных супермаркетах свинину не сыскать. Правда, она имеется на базарах, но цены у частников кусаются – в среднем на 25% дороже баранины или телятины. Что немудрено.
Согласно данным за 2018 год в частных хозяйствах всей страны содержалось 486 (!) свиней. Сколько их сейчас, непонятно. Известно лишь, что на севере республики функционируют около пяти свиноферм.
Для полноты картины – сюжет, в центре которого в 2021 году оказался житель села Дехмой Насим Дустматов, поставлявший мясо в столовую завода для китайских рабочих. Кто-то пожаловался на загрязнение реки отходами от свиней, и Дустматов стал фигурантом уголовного дела. Как сказала его односельчанка: «Приговорили за сало к полутора годам исправительных работ, так ему и надо!»
В Кыргызстане с хрю-продуктами попроще. На рынках их завались – покупают свинину и местные (в основном родившиеся в СССР), и приезжие. «Это вкусно, – признаётся мой новый знакомый Агылбек. – И вот мне интересно, я часто слышу от знакомых: мол, не ем свинину, по религии нельзя… И те же самые люди потом сидят и водку пьют! Но вообще-то алкоголь по исламу тоже запрещён! Может, теперь и мультфильм про Винни-Пуха не смотреть, если там нечестивую свинью Пятачка показывают?» Впрочем, свиней кладут на тарелки лишь на севере страны, в Бишкеке и Чуйской долине. В консервативной Ошской области свиней лишь 16 штук, и разводят их всего две семьи в отдалённых деревнях. Страшно даже подумать, сколько на базаре в Оше может стоить свинина.
В Узбекистане из обычных супермаркетов вроде «Корзинки» запретное для мусульман мясо полностью исчезло (сосиски и колбасы там из курицы, говядины и индейки с конским и бараньим жиром). Но в то же время сеть магазинов «Теген» с корейским владельцем спокойно торгует «нехаляльными продуктами», достаточно свинины и на рынках.
Более того, в Ташкенте (в соответствующем общепите вроде русских, корейских и китайских ресторанов) свинину делают прекрасно: и просто с картошкой, и в качестве загадочного блюда «сюрприз по-китайски». Но в целом узбекское общество стало намного религиознее: свинину едят всё меньше. «Всё по-разному, – считает уроженец Термеза Виктор МИХАЙЛОВ. – Да, свинину стали есть меньше, особенно в узбекской глубинке, но в той же Фергане её и при СССР никогда не ели. Хотя ко мне соседи на праздники захаживают и от домашней колбасы, что сын из-за границы привёз, не отказываются – хотя прекрасно понимают, из чего она сделана. Изредка покупатели устраивают скандалы в магазинах, им свинина везде мерещится. Ну, это не цивилизованные люди, а попросту городские сумасшедшие».
КОНТРАБАНДА ИЗ БАНКИ ТУШЁНКИ
В общем, свинья здорово пострадала (хотя это как посмотреть) от распада СССР – её едят в Средней Азии всё менее охотно (однако продажи алкоголя во многих городах не снижаются), поголовье угасает: и это логично, учитывая рост популярности религии во всех слоях общества Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Ветчину выживают, бекон встречает всё меньше друзей, эскалопы убирают из меню. Никто не запрещает, но потребитель уходит сам.
Расскажу ещё одну забавную вещь. Афганистан хоть и не был в составе СССР, но Советский Союз оказал на эту страну большое влияние – достаточно вспомнить, что 100 тыс. афганцев учились в советских вузах и изрядно вкусили запретного плода.
«Году так в 2014-м в Кабуле один эмигрант из бывшего СССР с гражданством США открыл дорогущий ресторан, где подавали свинину, – вспоминает афганец Ахмед. – Это было божественно. Свиной стейк стоил безумные деньги – 70 долларов, но мы объединялись в группу и брали его на пятерых. Сейчас этот парень, разумеется, сбежал – с талибами его бизнесу не жить». В данный момент, по словам Ахмеда, свинина всё же попадает в Афганистан – в качестве тушёнки, но без тех этикеток, где изображена хрюшка.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть