9893

velcom: европейский подход в белорусских реалиях

№ 16 от 17 апреля 2013 года 17/04/2013

Растущие потребности абонентов в коммуникации предполагают постоянное совершенствование со стороны операторов сотовой связи, побуждая их внедрять инновационные решения в процесс оказания услуг. О том, как сегодня развивается рынок мобильной связи Беларуси, в чем отличие условий его работы от европейского телекома, а также о том, какие изменения он может претерпеть в ближайшее время, рассказал генеральный директор ИП «Велком» Гельмут ДУЗ.

- Компания velcom является частью большой европейской группы. На Ваш взгляд, насколько развитие белорусского рынка соответсвует европейским телекоммуникационным тенденциям?

- В 2007 году, когда velcom стал членом семьи Telekom Austria Group (TAG), белорусский рынок мобильной связи значительно отставал от европейского, в связи с чем тогда по некоторым аспектам своего развития velcom действительно выделялся среди других членов группы. Так, одним из первых глобальных изменений, связанных с выступлением компании в TAG, стало постепенное внедрение услуг связи третьего поколения – технологии 3G.

Благодаря богатому опыту работы TAG и поддержке с ее стороны со временем velcom смог не только сравняться по уровню и качеству оказываемых услуг, но и по некоторым показателям даже опередить других членов группы. Например, одной из особенностей нашей работы на белорусском рынке стало внедрение схемы микрофинансирования, позволяющей клиентам компании приобретать конечное оборудование на выгодных условиях и по привлекательным ценам. Сегодня компания инвестирует в эту схему много средств.

16_13_В 2012 году velcom был удостоен награды журнала World Finance Magazine как самый инновационный оператор мобильной связи в Восточной Европе, использующий в своей работе новейшие технологии.

Кроме этого, мы в значительной степени продвинулись вперед в отношении реализации новейших моделей смартфонов в Беларуси. Так, по итогам 2012 года velcom вышел в ТОП-3 мировых лидеров по продажам флагманского смартфона Huawei G600. По этому показателю мы стали вторыми во всем мире.

Не секрет, что одна из особенностей развития рынка телекома в Беларуси – неустойчивые явления в национальной экономике. 2011 год стал сложным годом для компании velcom и Беларуси, но благодаря поддержке TAG и собственным решениям мы пережили экономический спад, и нам не только удалось преодолеть большинство неблагоприятных последствий, но и инвестировать за это время значительное количество средств во внедрение инновационных технологий. В подтверждение успехов компании в этом направлении в 2012 году velcom был удостоен высокой награды журнала World Finance Magazine как самый инновационный оператор мобильной связи, использующий в своей работе новейшие технологии, в Восточной Европе.

- Проявляют ли белорусские госорганы достаточную гибкость в случаях, когда внедрение инновационного решения требует изменений в законодательстве?

- Отношение регулирующих органов Беларуси к инновациям в области мобильной связи позитивное. Тем не менее, по моему мнению, для успешной работы любого бизнеса, который стремится использовать инновационные решения и технологии в своей работе, нужна соответствующая законодательная база, а также приемлемые условия работы на рынке. В качестве примера одного из шагов навстречу со стороны регулятора я могу отметить снижение платы за пользование 3G-частотами. Эта мера, принятая властями, позволила velcom высвободить средства для дальнейшего внедрения инновационных услуг и закупки соответствующего оборудования для этого.

Но все-таки внедрение инноваций зависит в первую очередь не от поведения регулирующих органов, а от наличия соответствующего спроса со стороны абонентов. Потребитель сам формирует предложение, которое мы выводим на рынок, делая это только в тот момент, когда это ему необходимо. Мы убеждены, что свободная конкуренция и есть двигатель прогресса. А от госорганов мы ожидаем лишь обеспечения равных условий для всех операторов на рынке.

16_13_3

- Существует ли в Беларуси спрос на новые услуги, о необходимости наличия которого Вы говорили? Восприимчивы ли белорусы к инновациям?

- Конечно, существует немало новых услуг, предлагаемых операторами. Правда, как правило, большинство из них занимают определенные ниши и приобретают популярность на узких сегментах рынка. Однако есть и мегатренды. И здесь Беларусь демонст   рирует темпы роста, не уступающие тем, которые отмечаются в Европе. Так, если в 2007 году лишь около 60% белорусов пользовались услугами сотовой связи, то сейчас уровень проникновения в телекоме превышает 100%.

Процесс проникновения мобильного Интернета в жизнь пользователей произошел еще более быстрыми темпами. С момента запуска технологии 3G количество только одних  смартфонов в сети velcom превысило 1 млн пользователей. И это лишний раз доказывает, что любая услуга должна быть предложена вовремя и лишь тогда, когда на рынке начинает ощущаться ее востребованность.

Один из трендов сегодня – стремительный рост продаж в области смартфонов и планшетов. Желание людей быть везде и в любое время на связи, пользоваться и голосовыми услугами, и услугами передачи данных сейчас диктует нам, как оператору мобильной связи, то, какие именно девайсы нам необходимо выводить на рынок.

16_13_С 2007 года ИП «Велком» входит в состав Telekom Austria Group, одного из ведущих телекоммуникационных холдингов в Центральной и Восточной Европе, объединяющего восемь компаний - операторов фиксированной и мобильной связи.

- Насколько активно белорусские компании используют преимущества мобильной передачи данных в своем бизнесе?

- Интересно, что в Беларуси рост продаж смартфонов и планшетов в основном формируют физические лица, а не бизнес. В связи с этим можно сказать, что активность в пользовании услугой мобильного Интернета со стороны корпоративных клиентов ниже, чем со стороны физических лиц.

Тем не менее мы замечаем, что постепенно ситуация меняется. И уже сегодня у нас есть не один положительный пример использования мобильных технологий в бизнесе. Так, национальная авиакомпания «Белавиа» приобрела у нас 40 планшетов iPad, пользование которыми позволит пилотам отказаться от многостраничных аэронавигационных сборников и получать самый быстрый доступ к различным инструкциям и актуальной информации для повышения эффективности полетов.

16_13_По итогам 2012 года число абонентов компании достигло 4,8 млн человек, что на 3,9% превысило показатель 2011 года. Количество пользователей широкополосного мобильного Интернета в сети velcom за 2012 год возросло на 77,3% и составило более 800 тыс. человек.

- А станет ли в ближайшее время внедрение услуг связи четвертого поколения (LTE) трендом, определяющим развитие мобильного рынка Беларуси?

- Если провести анализ того, как и в каком объеме сегодня работают сети LTE в мире, то можно отметить, что в большинстве случаев они покрывают лишь небольшие районы в пределах городской черты. Кроме того, смартфоны, которые могли бы обеспечивать бесперебойную работу технологии LTE, сами по себе стоят дорого.

По моему мнению, белорусский телеком сегодня находится на другой стадии развития рынка, и в Беларуси, например, по сравнению с Австрией или другими развитыми странами, все же меньше абонентов, готовых позволить себе смартфоны, поддерживающие LTE. Именно поэтому в области реализации смартфонов мы руководствуемся стратегией, основанной на спросе населения на современные устройства связи, но по приемлемым ценам.

Кроме того, пока нет полной ясности в вопросе распределения частот между операторами для эксплуатации LTE. Мы с интересом наблюдаем за входом на рынок нового игрока, получившего право на развитие в Беларуси этой технологии. Однако не стоит забывать, что это не первая попытка внедрения LTE. Так, Беларусь стала первой страной в мире, где оператор, ранее получивший такое право, покинул рынок, так и не развернув сеть.

Да, Беларусь отстает в вопросе внедрения LTE от мировых тенденций. Но в будущем, я убежден, мы будем предоставлять услуги на базе этой технологии. И, безусловно, velcom также воспользуется опытом TAG по развитию LTE.

Так что на данном этапе мы продолжаем развертывание 3G-сети и считаем, что потенциал этой технологии в Беларуси еще полностью не раскрыт. В ближайшие годы, даже используя 3G, мы сможем достигать очень высоких скоростей – более 100 Мбитсек.

- Какие Вы видите риски, способные повлиять на развитие белорусского рынка мобильной связи?

- Доходы операторов мобильной связи формируются в национальной валюте при высокой доле импорта оборудования и услуг. Так что ситуация в экономике страны и девальвационные риски всегда влияют на возможности компании инвестировать в новые проекты. Мы уже говорили о негативном влиянии сохраняющейся монополии в области фиксированной связи международного трафика. Также стоит отметить риск оттока за рубеж высококвалифицированных технических специалистов, наличие которых критически важно для успешной работы белорусских операторов. Чтобы быть успешными и конкурентоспособными, приходится концентрироваться не только на новых сервисах и технологиях.

16_13_Общий объем инвестиций за весь период деятельности компании превысил 800 млн долл. США. В 2012 году только velcom обеспечил 80% прямых иностранных инвестиций, поступивших в телекоммуникационную отрасль Беларуси. По итогам года компания была удостоена награды «Лучший предприниматель года г. Минска» в номинации «Лучший предприниматель – организация с иностранными инвестициями».

- Подходят ли для Беларуси решения, внедряемые группой в других странах, или же сервисы нуждаются в значительной корректировке с учетом местных реалий?

- Преимущество членства в международной группе заключается в возможности трансфера знаний и решений, организации процессов в более сжатые сроки и с меньшими затратами. Кроме того, это возможность финансовой поддержки со стороны группы.

TAG сфокусирована на поиске путей использования преимуществ одной компании группы для совершенствования бизнеса остальных.

Например, velcom применил опыт группы в организации центров продаж, где во всем чувствуется европейский подход. Есть сферы, в которых сложно предложить новый продукт, будучи лишь локальным игроком и не имея поддержки зарубежных коллег. И я рад сообщить, что в самое ближайшее время мы предложим бизнесу услугу, которая будет предназначена для компаний, занятых в сфере международных грузоперевозок, и позволит им пользоваться недорогими тарифами для управления автопарком по технологии М2М на территории более чем 130 стран мира.

- А что velcom может предложить своим коллегам по TAG?

- В этом году мы реализуем интересный проект, направленный на усовершенствование работы с клиентами в центрах обслуживания. Долго думая над тем, каким образом мы могли бы оптимизировать управление потоками клиентов в центрах продаж, мы пришли к выводу, что обычная электронная очередь – это не то решение, которое мы хотели бы внедрить. Именно поэтому среди множества проектов, которые мы рассматривали в качестве потенциальных, мы выбрали создание системы своеобразной виртуальной очереди, которая не предполагает пассивного ожидания клиентом своего приема менеджером, а позволяет ему проводить это время в активном участии в тестировании новых продуктов и услуг компании. Пока я не могу раскрыть всех подробностей проекта, но уже в ближайшие недели абоненты velcom смогут оценить преимущества такого нововведения в одном из центров продаж в Минске. Я искренне надеюсь, что проект будет успешно реализован и станет кандидатом на экспорт в другие компании TAG.

www.velcom.by

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно