Среди покупателей Ozon Беларусь каждый пятый родитель (20,7%) закупается на маркетплейсах в первую очередь для экономии нервов, а не денег. Среди родителей школьников начальных классов этот показатель еще выше – 36,4%. Такие данные показал опрос пользователей платформы, проведенный в конце августа 2025 года.
Шопинг без слёз: как маркетплейсы спасают родительскую психику
Согласно результатам опроса белорусские родители всё чаще видят в онлайн-шопинге антистресс-инструмент. 12% респондентов прямо заявили, что онлайн-покупки – это способ избежать детских капризов и истерик, а 9% ценят их как защиту от импульсивных трат. При этом классические преимущества – сравнение цен (65%), экономия времени (63%) и ассортимент (57%) – никуда не делись.
Большинство опрошенных родителей (71%) признались, что полностью или частично покупают школьные товары на маркетплейсах, тогда как лишь 16% респондентов по-прежнему строго придерживается традиционных покупок в магазинах.
Что в ранце у школьника?
Безоговорочным лидером школьного шопинга среди респондентов остается школьная форма – ее берут 65% родителей. В тройку хитов также входят рюкзаки (61%) и канцелярия (60%). Почти половина опрошенных покупает обувь (51%) и спортивную форму (49%). При этом каждый четвертый молодой родитель (24%) из участников опроса мечтает, чтобы школа сама присылала ссылки на нужные товары на маркетплейсах.
Дети диктуют правила школьного шоппинга
В Беларуси школьные покупки всё чаще превращаются в «детские закупки». Совместное принятие решений стало нормой для семейных покупок: 87% опрошенных родителей признаются, что учитывают мнение ребёнка при выборе школьных товаров – кто-то предпочитает выбирать всё вместе, а кто-то почти полностью полагается на вкус самого школьника.

При этом пожелания детей сильно зависят от их возраста. Для абсолютного большинства школьников (75%) главным аргументом при выборе школьного товара остается внешний вид, а для 61% – важна популярность вещи среди одноклассников.
Однако по мере взросления запросы становятся более практичными. Для младшеклассников принципиально важно наличие любимого персонажа – этот фактор становится решающим для 57% родителей детей в возрасте до 9 лет. Для подростков на первый план выходит функциональность – ее ставят во главу угла 61% опрошенных, чьи дети учатся в старших классах.
Отдельный тренд – растущее влияние цифровой среды. Каждый третий родитель (33%) отмечает, что на предпочтения ребенка значительное влияние оказывают блогеры и реклама в интернете.
Папы против мам: отцы готовы платить за детские «хотелки» больше
Исследование показало, что более половины опрошенных родителей (51%) готовы переплатить за желаемый ребёнком товар до 30% от стоимости. Это отражает установку на взвешенный компромисс: «Мы готовы учесть желание ребёнка, но в разумных, контролируемых пределах». Здесь речь идет не об импульсивных тратах, а о взвешенном решении. Лишь небольшая часть респондентов (8,5%) идёт дальше и готова значительно переплачивать, более чем на 50%.
Интересно, что мужчины демонстрируют большую готовность к переплате на всех уровнях. Так, больше половины (59%) отцов-респондентов готовы добавить до 30% к стоимости товара, тогда как среди женщин этот показатель ниже – 43%. При значительных переплатах гендерный разрыв еще заметнее: 11% мужчин согласны отдать более половины суммы сверх цены, тогда как среди женщин таких только 6% опрошенных.
Исследование проводилось во второй половине августа 2025 года. В ходе исследования участие приняли 300+ покупателей Ozon Беларусь. Выборка не является репрезентативной для населения Беларуси в целом и отражает мнение и поведение конкретной группы пользователей маркетплейса.
Ozon – мультикатегорийный маркетплейс с развитой логистической сетью. Компания ведет бизнес в Казахстане, Армении, Беларуси, России, Кыргызстане, Узбекистане, Азербайджане, Грузии, а также в Китае и Турции. На площадке представлено более 370 млн товарных наименований в более чем 20 категориях: от книг и одежды до продуктов питания и товаров для здоровья. 60,5 млн активных покупателей уже получают заказы с помощью развитой логистической инфраструктуры Ozon, которая также позволяет более 600 тысячам предпринимателей продавать свои товары в России и странах СНГ.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть